суббота, 22 января 2011 г.

Независимый психиатрический журнал. Медико-психологическая экспертиза религиозной деятельности Свидетели Иеговы - В.Е.Каган.





Медико-психологическая экспертиза религиозной деятельности: Свидетели Иеговы
В. Е. Каган (С. - Петербург)
От редакции: Конфликт российской Фемиды со свободой совести далеко не исчерпан, и по всей вероятности попытки репрессий в адрес религий, по тем или иньм причинам не устраивающих наших квасных патриотов, на этом не закончатся. Мы сочли необходимым опубликовать этот экспертный отчет, представленный в заседании Головинского межмуниципального суда г. Москвы в феврале 1999 г., ибо попытки беспристрастной профессиональной оценки деятельности религиозных объединений очень немногочисленны. Представляемое исследование — пример профессиональной беспристрастности и мастерского подхода к выполнению такого рода работы. Мы не пытаемся быть судьями в "духовной брани" — мы лишь стремимся к тому, чтобы психиатры и психологи не совершали действий, которые позже назовут карательными, и от следов которых будут долго отмываться наши преемники по профессии. Принимаются во внимание непредвзятые экспертизы судами и судьями или не принимаются (как это было с проведенной НПА психиатрической экспертизой по делу Аум Син-рике) — иная проблема. Но то, как она решается, это уже факт биографии судов и судей. Мы же обязаны позаботиться о том, чтобы злоупотребления нашими профессиями и злоупотребления наших профессий остались в прошлом и никогда более не повторялись.

I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ
Задачи данной экспертизы лежат в чрезвычайно сложной и противоречивой области определения отношения к так наз. нетрадиционным религиозным группам и движениям, с одной стороны, и понимания в этой связи возможностей и ограничений психологии и психиатрии, с другой. Перед представляющим науку экспертом стоит задача, которую точно сформулировал Д. Лукач по отношению к ученым: "Любой подлинный ученый должен преодолеть (или, по крайней мере, уметь отодвинуть в интересах работы) многие из своих частных свойств, чтобы его человеческие особенности не превратились в препятствия для его же собственной научной деятельности".
С этих позиций феномен религиозных групп в историческом аспекте анализировал П. Сорокин: "На протяжении их (столетий и тысячелетий — В. К.) религиозные перегруппировки в виде колебания объема религиозных групп весьма значительны: одни религиозные коллективы исчезают, другие появляются. Причем эти процессы совершаются, подобно государственным перегруппировкам, скачками, резкими колебаниями. Столетиями религиозное расслоение может оставаться почти неизменным. Затем вдруг наступает эпоха кризисов; начинается интенсивное религиозное брожение; индивиды массами начинают перекочевывать из одной религии в другую; одни религиозные группы худеют, иногда исчезают совершенно; другие — появляются и растут с изумительной быстротой (примером таких эпох могут служить первые века распространения христианства, ислам, эпоха реформации или современная эпоха распространения религии социализма и т.д.). Через несколько десятков лет вся картина религиозного строения населения оказывается радикально измененной. Затем снова наступает эпоха "затишья", продолжающаяся иногда десятки и сотни лет, впредь до нового периода движений. (...) смена периодов религиозных движений и застоев... стоит в связи с изменением всего социального уклада населения... служит следствием и симптомом этого изменения (...) не приходится надеяться на исчезновение религиозного расслоения и в будущем". Иными словами, речь идет о явлении исторически закономерном и имеющем свою внутреннюю логику, связанном с социальными изменениями, и стало быть доступном не только теологическому, но и научному анализу.
Как показано Ж. Делюмо и Ю. М. Лотманом, в социальной психологии периодов общественных и культурных кризисов на первый план выходит своего рода страх перед новым, который реализуется в стремлении подавления социальных, культурных, религиозных и национальных меньшинств, воспринимаемых как знак этой новизны. Проявлением этой — также закономерной — тенденции является, например, работа Е. Н. Волкова, в которой автор под общим названием "деструктивных культов и тоталитарных сект" объединяет самые разнородные новые для России группы и организации (от собственно религиозных до психотерапевтических, коммерческих и спортивных), но оставляет вне поля рассмотрения множество привычных форм (например, военизированных детских и молодежных организаций, экстремистских движений и организаций с жесткой иерархией власти-подчинения и т.д.).
В рамках этой реакции на новизну существует убеждение/вера в то, что членство в такого рода группах и организациях влияет на психику и способы социального бытия разрушительным образом (зомбиро-вание, кодирование, программирование, промывка мозгов, переделка сознания, подавление личностной идентичности, возникновение и учащение психических расстройств и т.д.). Таким образом, психиатрия и психология привлекаются к арбитражной роли. При этом возможны несколько методологических подходов:
1) Методология, опирающаяся на апелляцию к казуистике для выяснения обстоятельств, связанных со спецификой предполагаемых групповых или массовых явлений. Она состоятельна применительно к изучению конкретного случая при нераспространении выводов на группу в целом, при обследовании всех членов группы либо при накоплении достаточно большого числа случаев и корректного их методического и статистического соотнесения с группой в целом, позволяющего: а) обоснованно, на базе существующих диагностических критериев и официальных классификаций психических расстройств констатировать наличие тех или иных присущих членам группы нарушений, б) показать типичность выявленных нарушений именно для этой группы, в) установить связь возникновения этих нарушений с конкретными моментами и особенностями деятельности религиозной организации, г) доказать, что эти моменты/особенности имеют характер причины или необходимого условия выявленных изменений психического состояния.
2) Выяснение действительной распространенности психических расстройств в изучаемой группе и сравнение полученных данных с популяционными. При выявлении повышения количества людей с теми или иными расстройствами решается вопрос о том, аккумулирует ли группа по каким-то причинам людей с психическими расстройствами или их возникновение /обострение специфически связано с особенностями группы и ее деятельности — какими именно, по каким механизмам и т.д. Исследования такого рода методически сложны, трудоемки, долгосрочны и дорогостоящи, а кроме того, в быстро меняющейся социальной и культурной ситуации быстро утрачивают свою ценность. Кроме того, они непосильны для одного эксперта или малой экспертной группы и могут строиться лишь на базе официального здравоохранения с использованием архивов, статистических отчетов и т.д. Принципиально возможны модельные исследования (на модели района, города, региона). Но в силу многих причин экономического и политического характера Министерство Здравоохранения такой работы не проводило и не проявляет заинтересованности в ее проведении.
3) Использование психодиагностических методов в обследовании случайных представительных выборок из членов конкретной религиозной организации и нераспространении сделанных на научной основе выводов на другие организации. Этот подход связан с решением тех или иных конкретных задач (исследования или экспертизы) на материале обеспечивающих достоверность и надежность результатов объективных исследований. Он также способен обеспечить получение сравнимых данных для объективной и дифференцированной оценки влияния членства в религиозных организациях на психологическое состояние и психику. Такой подход вполне реален, опирается на не зависящие от личных мнений и взглядов экспертов критерии, свободен от идеологического давления и научно корректен. Кроме того, он экономичен и оперативен.
Сравнение методологий применительно к поставленным перед настоящей экспертизой вопросами делало предпочтительным последний подход. 
II. МЕТОДИКИ И ИСПЫТУЕМЫЕ 11.1. Методики
В связи с поставленной задачей представлялось важным ответить на три основных вопроса: 1) есть ли основания считать, что принадлежность к Свидетелям Иеговы значимо сказывается на физиологической базе психики; 2) существуют ли корреляции между длительностью принадлежности к Свидетелям Иеговы и чертами личности; 3) каковы характеристики отношения Свидетелей Иеговы к закону, государству, ответственности, контролю своего поведения, своему душевному здоровью, повседневной жизни, представителям иных взглядов или веры (соответствуют обвинениям в нанесении ущерба психическому здоровью, контроле сознания, противостоянии государству и его законам, отходу от обычных человеческих ценностей и жизни общества, разжигании религиозной нетерпимости, ограничении свободы.
Для ответа на первый вопрос была избрана методика Айзенка для диагностики типов темперамента, общепризнанная как "сито-тест", который обеспечивает отбор тех людей, которые нуждаются в углубленном обследовании. Выбор этой методики диктовался тем, что при биологически обусловленных психических расстройствах структура темперамента деформируется. Если деятельность организации Свидетелей Иеговы сопровождается вмешательством в биологическую базу психики, это должно отразиться в результатах тестирования по указанной методике.
Для ответа на второй вопрос использовалось определение корреляций между длительностью пребывания в организации Свидетелей Иеговы и сырыми баллами по шкалам опросника Минимульт (сокращенный вариант Миннесотского Многофакторного Личностного Опросника — MMPI) в адаптации Ф. Б. Бе-резина и М. П. Мирошникова; (ипохондрии, депрессии, истерии, психопатии, паранойяльности, психастении, шизоидности, гипомании — содержание этих шкал имеет психологический, а не психопатологический характер). Если организация оказывает влияние на личность, то эффекты этого влияния должны быть тем больше, чем дольше оно продолжается.
Адекватным третьей задаче является метод семантического дифференциала, предложенный Ч. Осгу-дом в 1957 г. Этот метод позволяет обратиться к тем системам значений, которые А. Г. Шмелев называет реальными знаниями, то есть знаниями, присвоенными личностью и достигающими уровня мотивацион-ных установок. В отличие от реальных, знания декларативные (обычно выясняемые путем постановки прямых вопросов и получения ответов) такого уровня не достигают и очень часто остаются "на уровне знания или в лучшем случае стереотипизированного признания". Так, все знают, что курить вредно, воровать дурно и т.д., но, оставаясь декларативными, эти знания не влияют на поведение, которое изменяется лишь присвоенным (реальным, установочным) знанием. В свете задач проводимого экспертного обследования именно метод семантического дифференциала позволяет обратиться к глубоким уровням личности и ее мотивационных установок, по поводу которых как раз и возникает так много сомнений, когда речь заходит о вере и попытках понять, что именно кроется за декларируемыми положениями тех или иных религий.
В настоящей экспертизе использован разработанный мной специально для изучения личности и личностных отношений набор шкал, выделяющий четыре фактора: "Оценки (самопринятия"), "Силы", "Активности" и "Понятности (когнитивной сложности)". По этому набору испытуемые шкалировали два базовых понятия — "Я" и "Я до того, как стал(а) Свидетелем Иеговы" и 14 понятий, описывающих контрастные образы ("Законопослушный человек" и "Человек, отвергающий законы", "Человек, терпимый к отличающимся убеждениям и вере других людей" и "Человек, нетерпимый к отличающимся убеждениям и вере других людей", "Человек, принимающий на себя ответственность за свою жизнь" и "Человек, считающий, что ответственность за его жизнь несут другие", "Человек, контролирующий свои мысли и поведение" и "Человек, чьи мысли и поведение контролируются извне", "Человек, живо интересующийся повседневной жизнью" и "Человек, не испытывающий интереса к повседневной жизни", "Человек, чувствующий себя гражданином своего государства и частицей своего народа" и "Человек, противопоставляющий себя своим государству и народу", "Душевно здоровый человек" и "Человек, имеющий проблемы с душевным здоровьем"). Далее использовались стандартные процедуры обработки полученных первичных данных с выделением показателей по перечисленным факторам и расчетом расстояний между каждым из базовых и каждым из дополнительных понятий. Чем меньше расстояние между понятиями (чем более они близки), тем больше понятия отождествляются и описываемое качество присуще обследуемому на уровне мотивационных установок. Использовались также дополнительные приемы обработки данных, позволяющие повысить прицельность и точность ответов на поставленные перед экспертным обследованием вопросы (они описываются по ходу изложения полученных результатов).
Характеризуя этот метод, хочу особо подчеркнуть, что испытуемые в ходе обследования практически не имеют возможности лгать или давать нормативные ("как надо") реакции, не могут предвидеть результатов достаточно сложной математической обработки и каким-либо образом предугадывать выводы исследования. Иными словами, метод позволяет "заглянуть в душу" и отследить индивидуальные установки, действительно мотивирующие поведение людей, а не судить по декларациям, содержание которых может определяться принадлежностью к организации и подчинением ее правилам. Большая трудоемкость метода (при стандартной обработке данных — около 100 математических расчетов на каждого испытуемого и компьютерная обработка общего массива данных) окупается высокой ценностью получаемых результатов.
При статистической обработке результатов использовались методы дисперсионного и корреляционного анализа, что позволило учитывать как групповые, так и индивидуальные характеристики.
III.2. Характеристика обследованной группы
Обследованы случайно выбранные из представленной случайной выборки 119 человек — 55 мужчин

Таблица 1.

Возраст

Мужчины

Женщины

Всего
18-22 

23-26

27-30

31-35

Всего

11
20,8 % 17
32,1%
15
28,3 %
10
18,8%
53

21
35 %
12
20%
15
25%
12
20%
60
32
28,3 %
29
25,7 %
30
26,5 %
22
19,5 %
113
Таблица 2. Образовательный уровень обследованных
Высшее и н/з высшееСреднее про- фессио- нальноеСред- нееВсего
Мужчины
16

12

25

53

30,2 %

22,6 %

47,2 %


Женщины
28

24

8

60
  
46,8 %

39,9 %

13,3 %

  
Всего
44

34

34

113

 и 64 женщины; после выбраковки испорченных протоколов это количество сократилось до 113 — 53 мужчины и 60 женщин. Средний возраст составил для мужчин — 26,2 ± 4,4, для женщин — 25,9 ± 4,9, в целом по группе — 26,0 ± 4,6. Представленная в табл. 1 разбивка на возрастные подгруппы свидетельствует о достаточно равномерном распределении (по критерию Хи-квадрат различия между возрастными подгруппами и по полу недостоверны).
Образовательный уровень обследованных представлен в табл. 2. Как видно из таблицы, образовательный уровень обследованных женщин выше, чем мужчин.

В таблице 3 представлены данные о наличии у обследованных семьи и детей. С учетом того, что почти треть обследованных представлена возрастной группой 18 - 22 г. г., эти данные не выглядят существенно отличающимися от популяционных.

Отношение испытуемых к процедуре обследования можно охарактеризовать как доверие и открытость. Так, при свободном выборе анонимности или

Таблица З.

Пол

Семейные

Одинокие

Всего

всего

дети+

дети-

всего

дети+

дети-


М
26

13

13

27


27

53

49%

24,5 %

24,5%

51%



51%


Ж
23

14

9

37

4

33

60

38,3 %

23,3 %

15%

61,6%

6,6 %

55%


Всего
49

27

22

66

4

61

113

42,6 %

23,9 %

19,5 %

57,4 %

3,5 %

53,9 %

Таблица 4.
Интро- экстраверсияСтабильность
Средняя Ст. отклонение-1,7
-0,4
3,0
4,1

указания своих фамилии, имени и отчества лишь 3 человека из 119 заполнили бланки методик анонимно.
4 испытуемых указали на то, что ранее обращались к психиатрам. Двое уточнили: у одного это были "личные проблемы", у другого — обращение к детскому психиатру по поводу речевых проблем и работа с логопедом.
IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
 IV.1. Структура темперамента
Учтены данные 100 испытуемых, обследованных по тесту Айзенка. Результаты представлены в табл. 4.
В пределах одного стандартного отклонения находятся по шкале интро-экстраверсии результаты 63 испытуемых и по шкале стабильности — 66 испытуемых, а в пределах двух стандартных отклонений, обычно определяющих зону "нормы" — соответственно 97 и 98 испытуемых. Сопоставление с обычно выделяемыми оценочными диапазонами, показывает, что абсолютное большинство испытуемых находится в зоне выделяемой по этому тесту "нормы". Обращает внимание факт нахождения 72 испытуемых в зонах, определяемых как потенциальная выраженность изученных свойств. Коэффициенты корреляции шкал с длительностью пребывания в общине составляют соответственно 0,04 и 0,07 (недостоверны).
Касаясь психологических характеристик группы по этому тесту, отмечу преобладание (за исключением испытуемых, чьи данные лежат на осях схемы) стабильности (57) над нестабильностью (38) и интро-версии (63) над экстраверсией (22). По обычно выделяемым типам темперамента испытуемые распределились так: флегматики (сильные, работоспособные люди с преобладающим спокойным и ровным настроением, постоянством чувств и тенденцией держаться привычного) — 34, меланхолики (люди с невысоким уровнем активности, сдержанные в мимике и речи, с высокой эмоциональной чувствительностью, склонные переживать проблемы внутри себя, психологически совместимые и уживчивые) — 28, сангвиники (энергичные, работоспособные, гибкие, общительные, легко и быстро отзывающиеся на происходящее и сравнительно легко переживающие неудачи) — 10, холерики (энергичные, с переменчивым настроением, вспыльчивые, нетерпеливые, подверженные эмоциональным срывам, неуживчивые) — 6; причем у преобладающего большинства испытуемых эти типы выражены не резко и представлены на потенциальном уровне.
Согласно полученным результатам, данных, позволяющих сделать выводы о нарушении характеристик и структуры темперамента у обследованных лиц по сравнению с нормативными диапазонами и о связи структуры темперамента с длительностью пребывания в общине, не получено. Качественные характеристики указывают на преобладание среди обследованных легко и умеренно выраженных интровертов (спокойные, эмоционально сдержанные, осмотрительные в контактах, склонные к самоанализу, заранее планирующие и обдумывающие свои действия, любящие порядок, серьезно относящиеся к принятию решений, высоко ценят нравственные нормы).
IV.2. Влияние пребывания в общине на структуру характера личности.
Изучено на основании данных 103 обследованных.
Диагностика собственно характера личности в рамках поставленных экспертных задач не представляла ценности, поскольку однозначное установление причинно-следственной связи особенностей характера личности с исповедуемой верой невозможно. Даже при выявлении вполне определенных особенностей изучаемой группы можно лишь констатировать этот факт, но не судить о том, определяется выбор веры характером личности или характер личности — практиками исповедуемой веры. Это заводило бы решение экспертной задачи в тупик. Однако, если средовые влияния (в данном случае — влияния общины Свидетелей Иеговы) действуют длительно, они должны вызывать увеличивающиеся со временем эффекты. Исходя из этого были изучены корреляции показателей шкал по тесту "Минимульт" со временем пребывания в общине. Не получено ни одного значимого или приближающегося по значимости к уровню тенденции коэффициента корреляции. Это позволяет отвергнуть предположение о том, что пребывание в общине сопряжено с выявляемыми эффектами на уровне структуры личности.
IV.3. Изучение личностных установок
Проведено на основании данных по методике "Личностный дифференциал" 113 испытуемых. Ис
 
пользована диалогическая модель, согласно которой отношения личности к явлениям описываются как баланс противоположных тенденций.
Учитывались следующие данные:
показатели по факторам Оценки, Силы, Активности, Понятности, выводимые как среднеарифметические показатели входящих в эти факторы шкал; психологическое содержание шкал: Оценка — принятие, уважение; Сила — доминантность, уверенность; Активность — уровень личностной активности, Понятность — степень познавательной определенности;
расстояния между понятиями, рассчитываемые по стандартной форме расстояний между объектами в многомерном пространстве — чем меньше показатель, тем больше близость понятий, рассматриваемая как мера отождествления;
показатель баланса отождествлений, рассчитываемый как разница расстояний между двумя противоположными понятиями; выражается положительной величиной при большей близости к условно позитивному понятию и отрицательной — при большей близости к условно негативному понятию;
показатель интенсивности изменений, рассчитываемый как разность показателей баланса для каждой пары понятий.
IV.3.1. Дифференцированность установок
В таблице 5 приведены данные об установках восприятия предлагавшихся для шкалирования понятий. В случае недифференцированности восприятия исходных понятий дальнейшее исследование теряло бы смысл. Уровень достоверности различий здесь и далее определялся по критерию Стьюдента.
Сопоставление образа Я в связи с пребыванием в организации Свидетелей Иеговы обнаруживает статистически достоверное увеличение самопринятия, активности и понятности при тенденции к снижению показателя силы, что понятно, ибо сила связана с тенденцией к доминированию, подавлению.
Различия по критериям законопослушности и ответственности связаны со всеми четырьмя факторами. Различия других противоположных образов психологически понятны и достаточно статистически обеспечены.
Обследованная группа характеризуется высоко дифференцированным и психологически закономерным восприятием предложенных для шкалирования понятий. Сравнение образов Я до вступления в организацию Свидетелей Иеговы и на момент обследования указывает на статистически достоверный положительный сдвиг установки принятия себя по всем выделенным факторам.
IV.3.2. Характеристики личностных установок
В таблице приводятся расстояния между понятием "Я" и "Я до того, как стал Свидетелем Иеговы" (ак- 

туальное и ретроспективное Я) с каждым из остальных понятий. Чем меньше показатель расстояния — тем больше близость понятий. Мера близости рассматривается как выражение отождествления Я с соответствующими образами.
Усреднение высокоинди- видуализированных отношений в исследованиях подобного рода из-за разброса индивидуальных показателей (высокой дисперсии) обычно оказывается статистически недостоверным. И действительно, достоверным (на уровне 99,9 %) оказался лишь сдвиг в отдалении "Я" от "Че 

ловека, противопоставляющего себя своим государству и народу". Однако, иллюстрируемые таблицей тенденции достаточно отчетливы и нуждаются в проверке, которая отвергнет или подтвердит их.
IV.3.3.Баланс личностных тенденций
Хотя усреднение и связано с неизбежными в нашем случае погрешностями разброса данных, была сделана попытка вывести обобщенный показатель, характеризующий баланс отождествлений с условно "позитивными" и "негативными" образами. Этот ин-

Таблица 5. Факторные оценки шкалированных понятии

Факторы

Средняя

Ст. откл.

Средняя

Ст.откл.

Уров. дост. разл. (%)



Я

Я до того, как стал Свидетелем Иеговы

Оценка5,60,84,41,399,9
Сила3,80,84,21,0
Активность5,41,14,81,495
Понятность4,91,13,61,399,9
Законопослушный человекЧеловек, отвергающий законы
Оценка5,50,83,11,499,9
Сила4,00,74,71,090
Активность5,31,14,71,495
Понятность5,61,12,91,399,9

Человек, принимающий на себя ответственность за свою жизнь

Человек, считающий, что ответственность за его жизнь несут другие
Оценка5,90,82,51,190
Сила4,50,83,31,099,9
Активность5,41,03,01,399,9
Понятность5,50,92,81,095
Человек, контролирующий свои мысли и поведениеЧеловек, чьи мысли и поведение контролируются извне
Оценка5,90,72,21,190
Сила4,20,83,30,999,9
Активность5,51,02,61,3
Понятность5,40,92,71,095

Человек, терпимый к отличающимся убеждениям и вере других людей

Человек, нетерпимый к отличающимся убеждениям и вере других людей
Оценка5,50,82,81,5
Сила3,70,75,20,9
Активность5,01,04,21,395
Понятность5,50,92,91,399,9

Человек, живо интересующийся повседневной жизнью

Человек, не испытывающий интереса к повседневной жизни
Оценка6,00,92,21,199,9
Сила4,30,73,30,9
Активность6,20,91,91,199,9
Понятность5,31,02,81,295

Человек, чувствующий себя гражданином своего государства и частицей своего народа

Человек, противопоставляющий себя своим государству и народу
Оценка5,60,93,51,5
Сила4,41,55,01,090
Активность5,41,04,51,599,9
Понятность5,11,53,21,399,9

Душевно здоровый человек

Человек, имеющий проблемы с душевным здоровьем
Оценка5,90,72,61,399,9
Сила3,90,63,90,9
Активность5,80,72,51,399
Понятность5,70,92,11,199,9
декс баланса определялся как алгебраическая разница отождествлений с "негативным" и "позитивным" понятием. В случае, когда близость к "позитивному" образу была больше (расстояние меньше), этот показатель был положителен, в противном случае — отрицателен. Результаты представлены в таблице 7.
Как можно видеть, сдвиг по всем без исключения понятиям положителен. Это лишь подтверждение тенденции, так как по критерию Стьюдента достоверных различий актуального и ретроспективного Я не получено. Однако, показанные на диаграммах сдвиги вновь подтверждают выраженную тенденцию к положительным изменениям.
IV.3.4. Качественный анализ различий актуального и ретроспективного Я
Снять эффекты большого разброса помогает переход к качественному анализу. Для этого были учтены показатели баланса со знаками "+" и "-"(таблица 8).
По критерию Хи-квадрат различия актуального и ретроспективного Я высоко (с вероятностью 99,9 %) достоверны. Отсюда можно заключить, что у большинства испытуемых за время пребывания в общине отмечаются положительные изменения личностных установок в отношении предложенных понятий.
Таблица 6. Отождествления актуального и ретроспективного Я

Понятия

Актуальное Я

Ретроспективное Я

средняя

ст. откл.

средняя

ст. откл.
Законопослушный человек
2,0

1,0

3,5

1,6
Человек, отвергающий законы
4,4

1,6

3,6

1,3
Человек, принимающий на себя ответственность за свою жизнь
2,1

1,0

3,6

1,7
Человек, считающий, что ответственность за его жизнь несут другие
5,2

1,7

4,1

1,6
Человек, контролирующий свои мысли и поведение
1,9

0,9

3,6

1,7
Человек, чьи мысли и поведение контролируются извне
5,6

1,7

4,3

1,7
Человек, терпимый к отличающимся убеждениям и вере других людей
2,0

1,0

3,6

1,5
Человек, нетерпимый к отличающимся убеждениям и вере других людей
4,9

1,6

3,8

1.5
Человек, живо интересующийся повседневной жизнью
2,1

1,2

3,7

1,8
Человек, не испытывающий интереса к повседневной жизни
5,9

1,8

4,6

1,8
Человек, чувствующий себя гражданином своего государства и частицей
2,2

1,1

3,4

1,6
своего народа
Человек, противопоставляющий себя своим государству и народу
4,2

1.7

3,6

1,9
Душевно здоровый человек
1,8

1,0

3,7

1,6
Человек, имеющий проблемы с душевным здоровьем
1,6

1,6

4,2

1,8
7. Усредненные показатели баланса
Таблица

Понятия, характеризующие

Актуальное Я

Ретроспективное Я

средняя

ст. откд.

средняя

ст. откл.
Отношение к закону
2,5

1,9

0,1

2,3
Распределение ответственности
3,2

2,1

0,5

2,8
Контроль
3,6

2,2

0,8

3,0
Веротерпимость
2,9

2,0

0,3

2,4
Интерес к жизни
3,8

3,9

1,1

3,0
Установку к государству и народу
2,0

2,0

0,2

2,2
Душевное здоровье
3,9

2,1

0,6

2,9
Распределение по положительному и отрицательному балансу отождествлений Я
Таблица 8.

Понятия, характеризующие

Актуальное Я

Ретроспективное Я

+

-

+

-
Отношение к закону     
108 


63 

50 
Распределение ответственности 
104 


69 

44 
Контроль
106 


68 

45 
Веротерпимость
102

11

61

52
Интерес к жизни
100

13

76

37
Установку к государству и народу
99

14

57

56
Душевное здоровье
109

4

68

45
Таблица 9. Распределение по положительному, отрицательному и нейтральному балансу отождествлений Я

Понятия, характеризующие

  Число испытуемых

+ динамика

- динамика

без динамики
Отношение к закону 
84 


21 
Распределение ответственности 
103 


Контроль 
83 


23 
Веротерпимость 
83 


22 
Интерес к жизни 
76 

15 

22 
Установку к государству и народу 
92 


12 
Душевное здоровье
90

8

15
Таблица 10. Динамика факторных показателей Я

Факторы

+ Динамика

- Динамика

Без динамики
Оценка
71

6

36

62,9 %

5,3 %

31,8%
Сила
19

39

55

16,8 %

34,5 %

48,3 %
Актив- ность
54

15

44

47,8 %

13,3 %

38,9 %
Понят- ность
79

8

26

69,9 %

7%

23,1 %
IV.3.4.1. Проверка вывода IV.3.4.
Вывод был проверен с использованием более жестких критериев. С учетом погрешности измерений в 0,5, испытуемые были разделены на три группы: 1) с положительной динамикой (приближение к "позитивному" полюсу) — различие показателей актуального и ретроспективного Я более 0,5; 2) с отрицательной динамикой (приближение к "негативному" полюсу) — различие более 0,5; 3) без динамики — различие показателей до 0,5 включительно. Результаты представлены в таблице 9.
Достоверно не различаясь по понятиям, эти данные представляют убедительное и достоверное (99 %) подтверждение вывода о положительной динамике установок испытуемых за время пребывания в общине.
IV.3.5. Психологическая динамика установок
Следующий шаг исследования был посвящен уточнению психологического содержания динамики изменений установок испытуемых в связи с пребыванием в общине. Сравнивались показатели факторов для "Я" и "Я до того, как стал Свидетем Иеговы". Эти данные представлены в таблице 10.
Здесь обращает на себя внимание уменьшение показателя по фактору "Сила", которое становится понятным с учетом того, что ядро его интерпретации представлено доминантностью- подчинением. Психологическое описание изменений: у значительной части испытуемых повысился уровень самоприня-
тия/самоуважения, выросла установка активности при уменьшении стремления доминировать над другими, они стали лучше понимать самих себя.
IV.3.6. Связь изменения установок с пребыванием в организации
Наконец, следовало ответить на вопрос, связаны ли эти изменения собственно с пребыванием испытуемых в религиозной организации Свидетелей Иеговы. Для этого определялись индивидуальные показатели интенсивности изменений (арифметическая разница показателей баланса) для каждой пары шкалированных испытуемыми понятий, и рассчитывались коэффициенты их корреляции со временем пребывания в организации Свидетелей Иеговы (таблица 11).
Достоверность корреляционных связей дает основания сделать заключение о сопряженности изменений (как было выше показано — преимущественно позитивных) психологических установок с длительностью пребывания испытуемых в религиозной организации Свидетелей Иеговы.
IV.3.7. Диагностические возможности семантического дифференциала
В таблице 8 показано, что у 4 испытуемых выявлен отрицательный баланс отождествлений реального Я по признаку "душевное здоровье". У 2 обследованных разница составляла меньше 0,5, находясь в пределах погрешности измерений. Но у двух других она составляла 1,6 и 2,2, т.е. была определенно значимой и не могла быть объяснена случайностью.
Сопоставление их данных дало возможность предположить, что один из них может нуждаться в психолого-психиатрической помощи. Сравним баланс их отождествлений актуального и ретроспективного Я (таблица 12).
Первое, что обращает на себя внимание, это улучшение показателя душевного здоровья у испытуемого 9 и ухудшение — у испытуемого 5. Далее, у испытуемого 9 все семь показателей претерпели положительные изменения, тогда как у испытуемого 5 из 7 показателей 6 претерпели отрицательную динамику,


Таблица 11. Корреляция интенсивности изменений с пребыванием в организации

Понятия, характеризующие

Средняя

Ст. откл.

Коэф.кор.

Достов.
Отношение к закону 
2,7 

2,8 

0,23 

95% 
Распределение ответственности   
2,9 

2,6 

0,26 

99 % 
Контроль
3,0 

2,9 

0,31 

99% 
Веротерпимость
2,7 

2,5 

0,23 

95 % 
Интерес к жизни  
3,3 

2,9 

0,22 

95% 
Установку к государству и народу
2,1 

2,1 

0,22 

95% 
Душевное здоровье
3,4

2,8

0,29

99 %
Сравнительные показатели баланса отождествлений у испытуемых 5 и 9
Таблица 12.

 Показатели

Испытуемый 9

Испытуемый 5

акт. Я

ретро.Я

акт. Я

ретро.Я
Отношение к закону      +0,1 -0,4 -0,5 +1.3 
Распределение ответственности-1,9 -4,5 -0,4 +1,0 
Контроль-2,5 -3,6 +1,0 +1,5 
Веротерпимость+1,2 +0,1 -0,6 -1,6 
Интерес к жизни-3,1 -6,1 -0,7 +1,4 
Установка к государству и народу+1,2+0,4 -1,7 -1,2 
Душевное здоровье -1.6-4,l-2,2-0,7
а положительная касалась лишь терпимости к чужим взглядам и убеждениям.
При этом у испытуемого 9 усилилось отождествление представления о себе с представлением о душевно здоровом человеке (4,5 вместо 6,8) и осталось практически неизменным отождествление с представлением о человек, имеющем проблемы с душевным здоровьем (2,9 вместо 2,7). Испытуемый 5 дает противоположную динамику: соответственно 4,6 вместо 3,8 и 2,4 вместо 3,1, т.е. воспринимает себя более близко к представлению о проблемном человеке и дальше от представления о душевно здоровом.
Если испытуемый 9 — 25-летний женатый и не имеющий детей слесарь — по всем четырем факторам описания Я дает улучшение по сравнению с прошлым (оценка — 3,2:1,8, сила — 2,7:2,0, активность — 3,5:2,2 и понятность — 3,5:2,5, то у испытуемого 5 — инженера, женатого и имеющего двух детей — иная картина — соответственно 3,2:2,8; 4,3 :4,5; 4,0:4,5 и 2,8:4,5. Другими словами, при практически неизменных самопринятии, силе и активности он чувствует себя в известной мере растерянным, менее понятным для самого себя.
Положительная динамика у испытуемого 9 позволяет отложить представление о наличии связанных с душевным здоровьем проблем. Это подтверждается и данными двух других использованных методов.
Отрицательная динамика испытуемого 5 нуждается в содержательном уточнении. По тесту Айзенка он — представитель умеренно выраженного меланхолического темперамента (показатель —2 по шкале интро- версии/экстраверсии и +4 — по шкале стабильности/ нестабильности). По тесту Минимульт его про
филь лежит в пределах нормы, но обнаруживает в соотнесении с другими шкалами некоторое повышение по шкалам тревоги/депрессии, вытеснения вызывающих тревогу факторов и ригидности аффекта (напомню — это тенденции в пределах нормального профиля). Данные всех трех методик в совокупности рисуют портрет человека сдержанного, тревожного, склонного к самоанализу, эмоционально чувствительного, который переживает трудности в какой-то значимой для него сфере жизни, пытаясь вести себя "по ситуации" и, вместе с тем, следуя привычным стереотипам поведения. Это не дает оснований думать о психическом заболевании, но позволяет предположить потребность в психологической помощи.
Заключая этот медико- психологический анализ, отмечу согласованность результатов использованных методов и возможности использования данных техники семантического в диагностических целях, что может быть использовано при решении других экспертных задач.
V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
А. Проведенное 25 сентября 1998 г. психодиагностическое исследование 113 членов Московской религиозной общины Свидетелей Иеговы как представительной, случайной, взвешенной по полу и возрасту выборки, было призвано ответить на вопрос о наличии и характере влияния пребывания в организации на душевное состояние ее членов и типе отношений к представляющим социальную значимость сферам жизни
Б. Материалы проведенного экспертного обследования позволяют утверждать, что:
1. По социальным характеристикам обследованная выборка Свидетелей Иеговы не имеет существенных и значимых отличий от популяции большого города.
2. Отношение обследованных к процедуре обследования характеризовалось как доверие, открытость и сотрудничество.
3. Каких-либо признаков деформации структуры темперамента как врожденной базы психики и доказательств связи характеристик темперамента с пребыванием в организации Свидетелей Иеговы не получено.
4. По психологическим характеристикам среди обследованных преобладают мягко выраженные представители интровертированного типа личности (флегматического и меланхолического темпераментов) — спокойные, эмоционально сдержанные, осмотрительные в контактах, склонные к самоанализу, заранее планирующие и обдумывающие свои действия, любящие порядок, серьезно относящиеся к принятию решений, высоко ценящие нравственные нормы).
5. Показатели использованного теста структуры темперамента, широко применяемого при массовых обследованиях как "сито-тест", который выявляет нуждающихся в дополнительном обследовании, обнаружили единичные случаи превышения условно нормальных значений, что для обследованного массива не представляет превышения по сравнению с общей популяцией, а по сравнению с многими субпопуляциями является и более благополучным.
6. Не получено подтверждений связи длительности пребывания в организации с выраженностью лич-
ностных особенностей, что позволяет отвергнуть предположение о деструктивном влиянии организации Свидетелей Иеговы на структуру личности ее членов.
7. Изучение содержательно- личностного аспекта психологии испытуемых, в частности — социально значимых установок отношения к закону, государству и народу, интереса к жизни, терпимости к другим взглядам и верованиям, принятия ответственности и внешнего/внутреннего типа контроля поведения, а также восприятия своего душевного здоровья выявило у убедительного большинства обследованных положительную по этим параметрам динамику отношения и мотивационных установок, высоко достоверно коррелирующую с длительностью пребывания обследованных лиц в религиозной организации свидетелей Иеговы.
8. Полученные результаты характеризуют лиц обследованной группы в целом как психологически сбалансированных, обладающих позитивными социальными установками и высокой степенью социально- психологической адаптированности.
В. В целом проведенное исследование членов московской религиозной организации Свидетелей Иеговы позволяет ответить на поставленные вопросы следующим образом:
данных о влиянии пребывания в организации на структуру темперамента как врожденную базу психики не получено;
данных о влиянии пребывания в организации на структуру характера личности не получено;
выявлено позитивное влияние пребывания в организации на внутриличностные установки, характеризующие социально значимые сферы личностных отношений и психологический баланс личности.


Комментариев нет:

Отправить комментарий