воскресенье, 6 марта 2011 г.

Часть 3. Объяснения сторон. Вопросы представителю ответчика в Головинском суде Москвы.

Расшифровка аудиозаписи судебного заседания
По представлению прокурора САО Г. Москвы о ликвидации организации Свидетелей Иеговы и запрет ее деятельности

СУДЕБНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

(22 февраля 1999 года.)

ЧАСТЬ 3 (Всего 5)


ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 2


Головинский межмуниципальный районный суд г. Москвы в составе:
председательствующего судьи Прохорычевой Е.И


Представители от прокуратуры:
Старший помощник прокурора САО. Адамова Наталья Алексеевна
Помощник прокурора САО Кондратьева Татьяна Ивановна

Представители  от Свидетелей Иеговы:
Крылова Галина Анатольевна
Леонтьев Артур Евгеньевич
Бёрнс Джон Майкл


Кондратьева Т.И.: У меня перед началом судебного заседания будет ходатайство к суду, разрешите прочесть, зачитать его. Ходатайство от имени прокурора Северного округа,
16 февраля 1999 года в судебном заседании по гражданскому делу по Представлению прокурора Москвы о ликвидации религиозной организации Свидетели Иеговы и прекращении ее деятельности Головинского межмуниципального суда города Москвы под председательством судьи Прохорычевой в стадии объяснения лиц, участвующих в деле, адвокатом Крыловой, представляющей интересы московской религиозной общины Свидетели Иеговы, в своем публичном выступлении перед судом и представителями общественности, давая фактическую оценку Представлению, были высказаны прямые оскорбления в адрес прокурора Северного административного округа города Москвы Викторова, в связи с вынесением им указанного Представления о ликвидации московской религиозной организации Свидетелей Иеговы, то есть в связи с исполнением своих должностных обязанностей. Унижение чести и достоинства, выразившееся в таких словах адвоката Крыловой, обращенных непосредственно к прокурору, как "агрессивное невежество", "прокурор не знает норм материального и процессуального права", а также неоднократное сравнение Представления с репрессиями нацистской Германии в отношении Свидетелей Иеговы, дискредитировали в глазах общественности не только моральный облик Викторова, как гражданина, но и подорвали его деловую репутацию, как должностного лица, недвусмысленно обвиняя в профессиональной некомпетентности. Поскольку в вышеуказанных действиях гражданки Крыловой усматривается состав преступления, предусмотренный статьей 319 УК РФ, в соответствии с требованиями статьи 26 УПК РСФСР, просим вас выделить из материалов рассматриваемого вами дела, гражданского дела по Представлению прокурора САО города Москвы о ликвидации религиозной организации Свидетели Иеговы и запрете ее деятельности. Протокол судебного заседания от 16 февраля 1999 года для направления в прокуратуру Москвы с целью проведения прокурорской проверки в порядке статьи 109 УПК РСФСР. Одновременно прошу принять меры к тому, чтобы все участники процесса не допускали фактов нарушения закона и судебной этики". Прокурор Викторов.
Прохорычева Е.И.: Значит, это, я не знаю как, ходатайство, мы обсуждать в данном случае не... поскольку в обращении речь идет только о том, чтобы был предоставлен протокол судебного заседания...
Кондратьева Т.И.: О выделении! 
Прохорычева Е.И.: Подождите секундочку, товарищ прокурор, выделяться он никак не может, протокол у нас целостный, ведется он с 9 февраля, соответственно, как только будет изготовлен полностью по окончании сроков его разбирательства, то ли это будет связано с окончанием процесса, то ли еще что-либо, соответственно, будет удовлетворена просьба о Представлении копии протокола.
Кондратьева Т.И.: Я прошу внести мотивировку отказа в протокол.
Прохорычева Е.И.: Мы не отказываем, а разъясняем. Протокол будет представлен, данное ходатайство будет удовлетворено, копия протокола будет представлена после его изготовления. Порядок изготовления протокола установлен нормами Гражданского процессуального кодекса, у нас протокол ведется, еще раз повторяю, целостный, с 9 февраля, и никаких отрывков протокола, естественно, суд не может никак вырвать там. Поэтому, соответственно, суд разъясняет. Я попрошу, все. Я попрошу там, выйдите пожалуйста, кто сидит, выйдите, кто там сидит,выходите, молодые люди. Кто там еще у нас сидит в таком положении, пожалуйста. Слушаем.
Кондратьева Т.И.: Значит, вопросы по тезисам, Представление прокурора о ликвидации религиозной организации Свидетелей Иеговы и запрете ее деятельности. Ну, буквально по первому абзацу, согласно тексту Представления. Первый вопрос: назовите, пожалуйста, на основании каких или чьих законов и нормативных актов издается литература, распространяемая на территории Москвы московской религиозной общиной Свидетелей Иеговы?
Леонтьев А.Е.: Что касается публикаций СвидетелейИеговы, то они издаются в соответствии, и используются, соответственно, общиной, согласно Положению, которое было зарегистрировано в Управлении Юстиции города Москвы и в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, как то: Конституция России, которая предусматривает право на свободу исповедания своих убеждений и распространение их, соответственно, во всех формах, которые не запрещены законом. Кроме того, право на распространение публикаций, которые носят периодический характер, а это только журнал "Сторожевая башня" и "Пробудитесь!", было получено Госкомпечатью. Литературу община получает от Управленческого центра.
Кондратьева Т.И.: Кто является автором публикаций, брошюр, директив московской религиозной общины СвидетелейИеговы, распространяемой на территории Москвы?
Леонтьев А.Е.: Вы имеете в виду и публикации, и письма, да?
Кондратьева Т.И.: И брошюры, и директивные письма, публикации, в частности, в журналах "Сторожевая башня", "Пробудитесь!".
Леонтьев А.Е.: Что касается журналов "Сторожевая Башня" и "Пробудитесь!", как я уже пояснял в предыдущем судебном заседании, авторы не персонализируют себя, не персонифицируют себя, в связи с тем, что авторство принадлежит в целом организации.
Кондратьева Т.И.: Кто является издателем данной литературы, где она издается?
Леонтьев А.Е.: Издательство журналов "Сторожевая башня" и "Пробудитесь!" Управленческий центр производит в Германии. Издательство "Общества Сторожевой башни, Библии и трактатов" - в Германии.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, на основании каких обязательств между, так сказать, вашей организацией и, соответственно, издательским центром в Германии происходят такого рода гражданско-правовые отношения?
Леонтьев А.Е.: У нас как таковых отношений община с "Обществом Сторожевой башни" в Германии не имеет. 
Кондратьева Т.И.: На основании чего происходят издания, каким образом оно пересылается, распространяется на территории Москвы?
Леонтьев А.Е.: Я полагаю, что касается территории г. Москвы, и в данном случае общины г. Москвы...
Кондратьева Т.И.: Ну, механизм распространения.
Леонтьев А.Е.: ...То каких-либо взаимоотношений с какими-либо иностранными юридическими лицами она не имеет. Она находится в каноническом подчинении Управленческого центра СвидетелейИеговы, российского центра, зарегистрированного Министерством юстиции РФ, соответственно, и литературу они получают от Управленческого центра. Каким образом ее получает Управленческий центр, общину не касается.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, каким физическим или юридическим лицом финансируется издание и распространение данной литературы?
Леонтьев А.Е.: Если вы внимательно обратили внимание на журналы "Сторожевая башня", в частности, и "Пробудитесь!", там написано, что эти издания - часть всемирной библейской просветительной работы, поддержанной добровольными пожертвованиями. Соответственно, установить конкретно, кто именно финансирует религиозную деятельность СвидетелейИеговы -невозможно, если вас интересуют персоны. Это поддерживает ... 
Кондратьева Т.И.: Значит, не персонофицированно.
Леонтьев А.Е.: Нет, конечно.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, кто является редактором, либо главным редактором ваших изданий, в том числе и периодики?
Леонтьев А.Е.: Все, что написано относительно журналов, там можно открыть и посмотреть, кто является редактором. Мне, например, это конкретно неизвестно.
Кондратьева Т.И.: Будьте добры, посмотрите, любой журнал возьмите.
Леонтьев А.Е.: Посмотрим, например, журнал "Сторожевая башня". Редактором здесь указан Гюнтер Кюнц, Зельтерс Таунус, Германия. 
Кондратьева Т.И.: Будьте добры, журнал.
Леонтьев А.Е.: Пожалуйста.
Кондратьева Т.И.: Покажите, пожалуйста, нам. Скажите, пожалуйста, на основании чего журнал, распространяемый на территории Москвы, основные свои атрибуты делает на иностранном языке?
Леонтьев А.Е.: Потому что он издается за рубежом, и, согласно закону о средствах массовой информации, таких требований для таких изданий, которые издаются за рубежом, конкретно не указано. Соответственно, и когда давалось разрешение на их распространение, таких требований тоже не указывалось. Достаточно того, что это отвечает общим основным понятиям законодательства о средствах массовой информации. 
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, кто является учредителем данных изданий?
Леонтьев А.Е.: Мне, например, это неизвестно, кто является учредителем, хотя здесь можно посмотреть, что "Общество Сторожевой башни, Библии и трактатов", Нью-Йорк является владельцем авторских прав, или "Общество Сторожевой башни, Библии и трактатов", Пенсильвания. 
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, почему на обложке ваших периодических изданий нигде и никогда не указана надпись "Свободная цена" или "Бесплатно"?
Леонтьев А.Е.: Здесь просто-напросто не указана цена, и эти публикации не являются предметом купли-продажи, поэтому вообще речь о цене здесь не идет.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, вы знакомы с законом о средствах массовой информации? Вы знакомы со статьей 26 данного закона - выход в свет (в эфир)?
Леонтьев А.Е.: Я знаком с этой статьей, однако хочу обратить ваше внимание, что эти публикации распространяются в соответствии со статьей 54 Закона о средствах массовой информации, и, соответственно, все те требования, на которые вы обращаете внимание, относятся к издательствам, средствам массовой информации, которые учреждены на территории Российской Федерации.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, есть ли у вас разрешение от Министерства печати и информации Российской Федерации?
Леонтьев А.Е.: На что?
Кондратьева Т.И.: В соответствии со статьей 54?
Леонтьев А.Е.: Да, конечно.
Кондратьева Т.И.: Вы можете предоставить суду это разрешение?
Леонтьев А.Е.: Суду это было уже представлено вместе с нашим ходатайством.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, статья 26 указанного закона регламентирует четко все, так сказать, атрибуты печатного периодического издания, которыми должен снабжаться каждый из журналов. Соответственно, это и фамилия и инициалы главного редактора, учредителя, цена, либо пометка о том, что должна быть свободная цена, либо пометка "Бесплатно", адреса редакции, издателя и так далее. В связи с чем на ваших периодических журналах нигде этого не указано, кроме тиража?
Леонтьев А.Е.: Во-первых, как я уже прояснял, эти требования относятся к средствам массовой информации, к изданиям средств массовой информации, которые учреждены на территории Российской Федерации. Издания "Сторожевая башня" и "Пробудитесь!" не учреждены на территории РФ, они издаются за рубежом, и поэтому на них распространяется только статья 54. Конкретно Госкомпечать устанавливает в каждом отдельном случае требования для распространения изданий, которые издаются и учреждены зарубежом. Таких требований, которые вы указываете, ссылаясь на статью 26, для "Сторожевой башни" и "Пробудитесь!" установлено не было. Кроме того, хочу обратить ваше внимание, что здесь есть все необходимые исходные данные, по которым можно идентифицировать того, кто является издателем, обладателем авторских прав и так далее. В частности, здесь есть дата, кроме того здесь есть номер, здесь есть тираж, здесь есть адрес издательства, здесь есть имя главного редактора, здесь есть место, где это издано, здесь указано общество, которое является правообладателем именно авторских прав.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, ведь статья 54,- вы знакомы с текстом данной статьи закона о средствах массовой информации,- так вот, данная статья регламентирует именно разрешение Министерства печати РФ и так далее. Все остальные атрибуты должны как бы, в соответствии со статьей 26 данного закона, непременно соблюдаться. Единственное отличие зарубежного издания - это вот разрешение, все остальное должно регламентироваться исключительно указанной выше статьей 26.
Леонтьев А.Е.: Если обратить внимание на то, что говорится перед 26 статьей, то вы увидите, что это относится к изданиям, которые именно учреждены на территории Российской Федерации. Что касается статьи 54, она регламентирует как раз исключения из этого порядка, и, в частности, там есть ссылка и на международные соглашения и т.д. Поэтому, я полагаю, претензии со стороны Госкомпечати, на которые вы указываете, к нашим изданиям не предъявляются.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, установлен ли... существует ли на данный момент межгосударственный договор с той страной, где печатается, издается ваш журнал? Потому что идет ссылка в статьей 54 именно на такое соглашение, межгосударственное.
Леонтьев А.Е.: Мне на сегодняшний день не известно, есть ли специальный договор между Россией и Германией в области продукции средств массовой информации. Хотя мне известно, что существуют международные соглашения.
Кондратьева Т.И.: Значит, на сегодняшний день вы не можете дать четкого ответа на этот вопрос?
Леонтьев А.Е.: Относительно существования специального договора между Россией и Германией - нет.
Кондратьева Т.И.: Что касается брошюр, которые издаются и распространяются на территории Москвы, брошюры "Организованы проводить наше слушание" и тому подобные, что касается их атрибутики, где не указаны ни авторы, ни другие надлежащие атрибуты в соответствии с законом о средствах массовой информации, проясните, пожалуйста, к какой литературе и в связи с чем такая анонимность, когда человек, собственно говоря, не имеет полной информации о том, чьи мысли он читает?
Леонтьев А.Е.: Проясняю, что, в соответствии с законом о средствах массовой информации, эти издания не носят периодического характера, поэтому они не относятся к продукции средств массовой информации.
Кондратьева Т.И.: Согласна.
Леонтьев А.Е.: Соответственно, на них не распространяются требования закона о средствах массовой информации. Что касается авторства...
Кондратьева Т.И.: Анонимность...
Леонтьев А.Е.: Авторство принадлежит "Обществу Сторожевой башни, Библии и трактатов". Как я уже пояснил, эта литература носит религиозный характер, и в соответствии с библейскими принципами авторство не указывается для того, чтобы не воздавалось чести конкретным людям.
Кондратьева Т.И.: Спасибо. Скажите, пожалуйста, вы уже неоднократно, за столь короткий промежуток времени, упомянули "Общество Сторожевой башни", "Общество Сторожевая башня", которое, как я понимаю, издает религиозную литературу, либо так концентрируются какие-то мысли и идеи, вдохновляющие Свидетелей Иеговы, как религиозную организацию. Правильно я поняла ваш тезис об этом "Обществе Сторожевой башни"?
Леонтьев А.Е.: Не вполне правильно.
Кондратьева Т.И.: Поясните, пожалуйста, поскольку вы все время ссылаетесь на религиозную литературу этой самой "Сторожевой Башни"
Леонтьев А.Е.: "Общество Сторожевой башни, Библии и трактатов" - это юридическое лицо, которое учреждено в целях осуществления религиозной деятельности Свидетелей Иеговы. И этим юридическим лицом пользуются религиозные конфессии Свидетелей Иеговы для того, чтобы публиковать эту литературу, заключать соответствующие договоры, предоставлять ее всем желающим.
Кондратьева Т.И.: А что это за общество? Каковы цели этого общества? Что, так сказать, ставится в задачах этого общества, каков его официальный статус? Это издательский дом?
Леонтьев А.Е.: "Общество Сторожевой Башни, Библии и трактатов - это не коммерческая организация. Ее цели совпадают с целями религиозной конфессии Свидетелей Иеговы, эти цели указаны в уставе этого общества, и они в принципе аналогичны тем целям, которые указаны в Положении религиозной общины Свидетелей Иеговы.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, насколько я поняла, "Общество Сторожевой башни" имеет официальный статус некоммерческой организации.
Леонтьев А.Е.: Совершенно верно.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, на основании чего некоммерческая организация берет на себя смелость концентрировать какую-то идеологию, религиозную идеологию, которая потом получает свое материальное распространение в виде издания на территории фактически всего мира?
Леонтьев А.Е.: Могу пояснить, что это общество не отвечает за идеологию. Прежде всего, что касается канонической доктрины, то эту роль выполняет именно по разъяснению этих вопросов, решению каких-то духовных вопросов, общих вопросов, как я уже пояснял, Руководящий совет Свидетелей Иеговы. Это не является каким-либо юридическим лицом этот орган.
Кондратьева Т.И.: А что это за организация, этот совет?
Леонтьев А.Е.: По законодательству США, для того, чтобы исповедовать какую-либо религию, не требуется регистрация. В соответствии с законодательством этой страны, соответственно и была зарегистрирована эта некоммерческая организация в целях осуществления той деятельности, для которой необходим именно статус вот этого юридического лица. Я могу подчеркнуть, что ни одна конфессия в США не имеет статуса официально юридического лица именно, как религиозная организация.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, что должен думать человек, находящийся в Москве, который желает вступить в ряды, так сказать, пополнить ряды вашей организации, и, беря в руки брошюру этой самой организации, читает тексты, где есть ссылки на Библию, где есть какие-то другие мысли и воззрения на религиозную тематику, где нет автора, который эти мысли перекладывает на бумагу? Кто он этот автор?
Леонтьев А.Е.: В каждой публикации Свидетелей Иеговы указано, что эта литература издана "Обществом Сторожевой башни, Библии и трактатов", в каждой такой литературе содержатся адреса, куда может человек обратиться. Причем эти адреса, порядка более чем в ста странах, указаны для каждого человека. Поэтому говорить о том, что здесь скрывается авторство - неправомерно. Если вы считаете, что какой-то отдельный человек может приписать себе авторство или самое правильное понимание Священных текстов - один человек, то вы глубоко заблуждаетесь, и Свидетели Иеговы считают по-другому. Более того, у Свидетелей Иеговы нет единоличного лидера и быть не может, потому что они считают, что главой всемирного собрания христиан является только Иисус Христос, и ни один человек не является таковым. И принцип принятия решений, рассмотрения каких-то вопросов только коллегиален, потому что все люди несовершенны и могут допускать ошибки.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, а вот берет москвич такую брошюру и читает ее, при этом он не видит, кто автор и что, кто эти мысли сформулировал. И говорит: "А ведь я сформулировал точно такие же мысли, и это ущемление моих авторских интеллектуальных прав".
Леонтьев А.Е.: Ну, что же, если он считает, что ущемлены его авторские права...
Кондратьева Т.И.: Кому он должен предъявлять?
Леонтьев А.Е.: Он может обратиться с иском к "Обществу Сторожевой башни, Библии и трактатов".
Кондратьева Т.И.: А откуда, так сказать, он может знать по той брошюре, где нет ни одной ссылки на "Сторожевую башню"...
Леонтьев А.Е.: Почему нет?
Кондратьева Т.И.: Я не имею ввиду журналы, имеются ввиду брошюры.
Леонтьев А.Е.: Давайте посмотрим брошюры. Например, вот брошюра "Свидетели Иеговы и образование".
Кондратьева Т.И.: Будьте добры, Ирина Ивановна, , зеленые, красные, вот это все.
Леонтьев А.Е.: Здесь те же самые исходные данные на странице, так можно сказать, так, где под содержанием. Год, причем стоит знак "копирайт", защиты авторских прав, и дальше написано: Watchtower Bible and Tract Society of Pensilvanya, все права издательства сохраняются. Дальше написано издательство - Watchtower Bible and Tract Society of New York, далее - International Bible Students Association, Brooklyn, Нью-Йорк, США. Далее написано - "Сделано в Германии, то есть "Общество Сторожевой башни" в Германии. Так что все исходные данные здесь есть, и человек всегда может найти это общество и обратиться. Более того, здесь еще указаны адреса этого общества или, так скажем, всех этих канонических образований в Австралии, Англии, Бразилии, Венгрии, Германии, Израиле, Канаде, Нидерландах, Польше, России, США, Украине, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции, Эфиопии, Югославии и так далее. Поэтому, естественно, это не является анонимным, то есть каждый человек может найти, написать письмо и получить необходимый ответ или разъяснения.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, к кому конкретно он будет предъявлять свои претензии?
Леонтьев А.Е.: Я вам уже объяснил, что когда я пишу, например, в прокуратуру, я не пишу конкретно помощнику прокурора такому-то, я пишу в прокуратуру, этого будет вполне достаточно. Почему? Потому что эти лица представляют конкретное юридическое лицо. Поэтому если он напишет конкретному юридическому лицу, он получит ответ за подписью соответствующего лица, представляющего эту организацию. Кроме того, я полагаю, что такое подробное обсуждение этого мне кажется затяжкой времени, потому что тезис о нарушении авторских прав...
Кондратьева Т.И.: Вы же понимаете, что прокуратура - это не издательство.
Леонтьев А.Е.: Минуточку, тезис о нарушении авторских прав в вашем Представлении не указан. Более того...
Кондратьева Т.И.: Я обратила внимание суда на первый абзац Представления, где говорится об анализе печатных изданий и так далее.
Леонтьев А.Е.: Община не является издателем этой литературы. Позвольте, все-таки я отвечу.
Кондратьева Т.И.: Я думаю, что вы все-таки уступите место женщине?
Леонтьев А.Е.: Даме - обязательно уступлю.
Кондратьева Т.И.: Тогда позвольте мне все-таки сказать, что первая же ссылка моя была на первый абзац Представления... 
Леонтьев А.Е.: Совершенно верно.
Кондратьева Т.И.: Где было указано, что текст и анализ печатных изданий...
Прохорычева Е.И.: Следующий вопрос.
Кондратьева Т.И.: ...и все прочие публикации, брошюры - противоречат законодательству...
Прохорычева Е.И.: Следующий вопрос, пожалуйста.
Кондратьева Т.И.: Исходя из пункта 1.3 Положения московской религиозной общины Свидетелей Иеговы, Положения московской религиозной организации Свидетелей Иеговы, поясните, пожалуйста, в чем конкретно выражается полное каноническое и административное подчинение Руководящей корпорации Свидетелей Иеговы?
Прохорычева Е.И.: Уже обсуждался этот вопрос.
Кондратьева Т.И.: Я прошу занести этот вопрос в протокол. Конкретно относительно Руководящей корпорации Свидетелей Иеговы, а не "Сторожевой башни". Где находится данная организация, какой статус она имеет, является ли эта всемирная корпорация религиозной организацией?
Леонтьев А.Е.: Я уже пояснял на предыдущем судебном заседании и на настоящем судебном заседании. Полагаю, я дал исчерпывающий ответ, и могу подчеркнуть, что этот Руководящий совет всемирной религиозной организации, естественно, является религиозным органом.
Кондратьева Т.И.: Простите, но в вашем Положении...
Прохорычева Е.И.: Вопрос, пожалуйста.
Кондратьева Т.И.: Нет ссылок на Руководящий совет. Речь идет о всемирной корпорации религиозной организации.
Леонтьев А.Е.: Я уже пояснял на предыдущем судебном заседании, что корпорация или совет это просто разный перевод английского термина, который звучит, как Governing Body (Гавернинг боди). Поэтому если вас интересует именно этот орган, я говорю о нем, уже как о Руководящем совете.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, в ваших книгах указывается, что дело запрещено в 35 странах. Поясните, что это значит.
Леонтьев А.Е.: Как я уже пояснял на предыдущем судебном заседании, это значит, что не во всех этих странах Свидетели Иеговы имеют официальную регистрацию. Это не значит, что имеется официальный акт о запрете их деятельности. Это, возможно, такие страны как Иран, Ирак и другие, где в целом запрещена христианская религия, независимо от конфессиональной принадлежности.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, можете ли вы указать те страны, где официально государством запрещена деятельность вашей организации?
Леонтьев А.Е.: Мне на сегодняшний день это не известно. 
Кондратьева Т.И.: Не известно.
Леонтьев А.Е.: Я не могу представить документов, поэтому как юрист я не будут пытаться убеждать. Если это вопрос принципиальный, то это можно запросить и получить ответ.
Кондратьева Т.И.: Знаете ли вы, что в Германии, в Италии и в других европейских странах данная организация признана не религиозной? В частности, у себя на родине в Америке?
Леонтьев А.Е.: Я не согласен с этим. Я полагаю, что это просто передергивание юридических понятий, основанное на незнании законодательства разных стран и на разнице их.
Кондратьева Т.И.: Поясните ваш ответ.
Леонтьев А.Е.: Как я уже пояснял, относительно США,...
Прохорычева Е.И.: Товарищи, не надо сюда заходить, пожалуйста, там все - объявление висит, читайте.
Леонтьев А.Е.: Значит, во всех этих странах, в частности в США, там ни одна религиозная организация не имеет такого официального статуса, как религия. Это государство не регистрирует, потому что законодательство США исходит из понятия, что религия - это личное дело человека, и какому богу он верит, и как он исповедует эту религию - это его лично дело. Единственное, если человек хочет осуществлять какую-то определенную деятельность, которая освобождается от налогообложения, тогда эта организация должна зарегистрироваться в форме некоммерческой организации. Других форм права США не предусматривают. Что касается Германии... Да, кстати подчеркну, что в уставе "Общества Сторожевой Башни, Библии и трактатов" записано, что они занимаются именно религиозной деятельностью, и государство признает Свидетелей Иеговы как религию. Что касается Германии...
Кондратьева Т.И.: Уточните, вернее, в этом уставе именно так и говорится о религиозной деятельности?
Леонтьев А.Е.: Насколько я его знаю - да. Если вас детально интересует, можем исследовать.
Прохорычева Е.И.: Следующий вопрос, пожалуйста. 
Леонтьев А.Е.: Что касается Германии... Следующий вопрос?
Прохорычева Е.И.: Заканчивайте мысль, а потом следующий вопрос.
Леонтьев А.Е.: Что касается, например, Германии, то Свидетели Иеговы там тоже зарегистрированы и имеют статус, в том числе как религиозная организация, общественно-полезная организация, освобождены от налогов. В то же время в Германии с 20-х годов существует такое понятие как Публичная корпорация, и церкви, которые существовали ранее, они воспользовались их статусом, который предоставляет право создавать попечительские советы при разных государственных органах, при средствах массовой информации, собирать церковный налог и так далее. Свидетели Иеговы этим статусом не стали пользоваться, он им не нужен был, и в настоящее время этого статуса, который дает дополнительные права, у них нет. Но это не означает, что они не признаны как религиозная организация - напротив.
Что касается Италии, то Свидетели Иеговы там являются, по существу, второй религией в стране после католиков, и они так же пользуются правами, как религиозная организация. Если говорить о каких-то дополнительных статусах, которые дают дополнительные привилегии, то, возможно, их и нет, хотя я не специалист по праву Италии, я деталей не знаю.

Прохорычева Е.И.: Следующий вопрос, пожалуйста.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, исходя из пункта 3.4. Положения, член вашей общины в любое время может добровольно прекратить свое членство. Как это сообразуется с директивным документом о лишении от общения, или отречения от общения? Директивный документ от 1 августа 1997 года.
Леонтьев А.Е.: Прежде всего я хочу подчеркнуть, что директивных документов нет, и поэтому будет лучше, если вы хотите, чтобы я вас понимал, то называйте вещи своими именами, если это письмо, так письмо, если это публикация, то публикация. Что касается...
Кондратьева Т.И.: Поскольку тексты этих писем, с позволения сказать, содержат определенные указания, недвусмысленные указания, буквально все тексты пронизаны этими указаниями, поэтому, сообразуясь с лексикой и богатым русским языком, я называю вещи своими именами. А именно о том, что речь идет о директивном письме.
Леонтьев А.Е.: Мне таких писем не известно. Я полагаю, что директивные документы могут быть...
Кондратьева Т.И.: Я вам указывают директивный документ от 1 августа 1997 года.
Леонтьев А.Е.: Я подчеркиваю, что директивные документы могут быть в том случае, если они обеспечиваются государственным принуждением. Понятия принуждения в религиозной организации СвидетелейИеговы нет как такового.
Кондратьева Т.И.: Тем не менее вы ушли от ответа. Будьте добры.
Леонтьев А.Е.: Значит, что касается вашей мысли по существу. Во-первых, действительно каждый член общины может в любое время добровольно прекратить свое членство. Каким образом это делается и как это оформляется, согласно каноническим внутренним установлениям, здесь не разъясняется, и в принципе отношения к гражданско-правовым понятия не носит. Этот человек может просто-напросто, как я уже отвечал, заявить устно или письменно, или своими действиями показать, что он больше не хочет, чтобы его рассматривали как Свидетеля Иеговы, и не хочет посещать собрания Свидетелей Иеговы, участвовать в их деятельности. Этого достаточно.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, тогда почему существует такой документ, на который я только что сослалась.
Леонтьев А.Е.: Этот документ, это письмо касается разъяснений внутренних установлений.
Кондратьева Т.И.: Существует достаточно четко регламентированная процедура отречения человека. То есть собираются старейшины, так сказать, люди, сообразно иерархической лестнице, стоящие выше по званию или что у вас там есть, и, значит, определенная, четкая, регламентированная, достаточно объемная процедура, когда человека отрекают от чего-то, от общения. Почему в Положении вашего устава речь идет о добровольности, а директивный документ об отречении говорит немножко о другом, мягко говоря, о другом?
Леонтьев А.Е.: Скажите, а говорится ли в этом письме о том, что этому лицу в каких-либо случаях запрещено отрекаться и добровольно прекращать свое членство?
Кондратьева Т.И.: Еще раз вопрос повторите.
Леонтьев А.Е.: Содержит ли это письмо, о котором вы говорите, запрет в каких-либо случаях человеку отрекаться или добровольно прекращать свое членство? Для кого этот документ?
Кондратьева Т.И.: Вы знаете, этот документ, насколько я понимаю, для тех, кто внутренне судит и осуждает, отрекает, либо лишает человека общения.
Леонтьев А.Е.: Что касается отречения, то там просто-напросто констатируют, почему человек это сделал.
Кондратьева Т.И.: Не совсем так, судя по содержанию документа. Вот, пожалуйста, вторая страница.
Леонтьев А.Е.: Это непростая ситуация, потому что это регулирует взаимоотношения человека с Богом. Более того, что касается отречения от общения, это все расписано в книге "Организованы проводить наши служения", которую имеет каждый возвещатель собрания, которая была представлена Министерству юстиции, и которая как раз регулирует внутренние канонические вопросы. Ничего там скрытого или тайного нет.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, люди, которые лишают или отрекают человека, апелляционный или какой там комитет, правовой комитет, для чего правовому комитету нужно отправлять это все в религиозную организацию, где сидят люди, которые не знают того человека и не знают тех конкретных обстоятельств дела, каких-то нюансов, которые своей властью, своими какими-то другими механизмами решают судьбу человека. На основании чего, и почему это должно подниматься наверх в той организации, которая оторвана от нижестоящей?
Прохорычева Е.И.: Это уже обсуждалось, вопрос обсуждался, поэтому он снимается. Пожалуйста.
Кондратьева Т.И.: Я прошу занести данный вопрос в протокол. Пункт 4.1 Положения - назначение старейшин. Кем производится назначение, Управленческим центром или религиозной организацией?
Леонтьев А.Е.: Управленческий центр также является религиозной организацией, поэтому назначение производится Управленческим центром религиозной организации.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, а где написано, что между этими двумя понятиями ставится знак равенства?
Леонтьев А.Е.: Я думаю, что это в уставе.
Кондратьева Т.И.: Вы можете указать пункт?
Леонтьев А.Е.: Если нужно, то да.
Кондратьева Т.И.: Укажите, пожалуйста.
Леонтьев А.Е.: В частности, свидетельство о регистрации организации.
Кондратьева Т.И.: В уставе.
Леонтьев А.Е.: Минуточку. В уставе Управленческого центра?
Кондратьева Т.И.: В уставе общины, московской ведущей общины.
Леонтьев А.Е.: Ах, в уставе общины. В уставе общины здесь это не имеется.
Кондратьева Т.И.: Где ставится знак равенства между религиозной организацией или Управленческим центром? Там четко регламентировано кому и на каких основаниях...
Леонтьев А.Е.: Пункт 1.2 "Община действует, руководствуясь настоящим Положением и уставом Управленческого центра и региональной религиозной организации Свидетелей Иеговы".
Кондратьева Т.И.: То есть это какая-то подчасть религиозной организации, но не сама религиозная организация?
Леонтьев А.Е.: Я полагаю, если вы хотите быть религиоведом, мы с вами рассмотрим всю каноническую структуру. Если вы хотите быть юристом, давайте рассматривать юридическую структуру.
Кондратьева Т.И.: Кроме того... Речь не идет о религии и о религиознании.
Леонтьев А.Е.: А о чем вы говорите? Вы все время пытаетесь спутать канонические понятия и юридические. Я вам постоянно пытаюсь помочь разобраться.
Кондратьева Т.И.: Речь идет о том... Потом, я постоянно обращаю внимание суда на то, что все директивные документы..
Прохорычева Е.И.: Давайте, пожалуйста, вопросы.
Кондратьева Т.И.: Я поняла. ... Идут от Свидетелей, от Управленческого центра - Санкт-Петербург, Солнечное и так далее. 
Леонтьев А.Е.: Совершенно верно.
Кондратьева Т.И.: И нигде, так сказать, на таком бланке, если это можно назвать, нигде не говорится о том, что данный статус тождественен статусу религиозной организации.
Леонтьев А.Е.: А в названии что там есть? Вам известно, что...
Кондратьева Т.И.: Управленческий центр.
Леонтьев А.Е.: Дальше?
Кондратьева Т.И.: Региональной религиозной организации. Региональной.
Леонтьев А.Е.: Согласно закону, регион...
Кондратьева Т.И.: Региональной.
Леонтьев А.Е.: Вас интересует слово региональной?
Кондратьева Т.И.: Меня интересует, почему ставится, не ставится, и где он ставится, знак равенства между религиозной организацией и Управленческим центром.
Леонтьев А.Е.: Известен ли вам закон о свободе совести и религиозных объединениях?
Кондратьева Т.И.: Поясните, пожалуйста.
Леонтьев А.Е.: Известно ли вам, что там говорится, что название религиозного объединения должно содержать также указания на его организационно-правовую форму. Организационно-правовая форма может быть так же, как религиозная организация, поэтому это и есть указание на религиозную организацию. Есть ли еще какие-то вопросы о религиозной организации, или что касается слова региональная?
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, почему в директивных документах нигде не идет ссылка на то, чтобы отправлять отчеты, письма и так далее Управленческому центру? В частности, речь идет о том, чтобы это все направлялось в религиозную организацию.
Леонтьев А.Е.: Потому что религиозную организацию представляет Управленческий центр.
Кондратьева Т.И.: Но если сам Управленческий центр спускает данные директивы?
Леонтьев А.Е.: Ну если вам, как прокурору, это не ясно, то старейшинам, которые знают каноническую структуру, все понятно.
Кондратьева Т.И.: Кроме того, есть директивы, где под заголовком "Старейшинам Санкт-Петербурга и Москвы". Объясните, пожалуйста, если, соответственно, старейшинам Санкт-Петербурга, откуда присылаются данные директивы?
Леонтьев А.Е.: Я уже пояснял, что из Управленческого центра, потому что Управленческий центр осуществляет свой духовный надзор за всеми собраниями Свидетелей Иеговы на территории РФ и еще десяти стран бывшего Советского Союза.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, а как это сообразуется с полным подчинением всемирной организации Свидетелей Иеговы, московской религиозной общины, с полным административным и каноническим подчинением?
Леонтьев А.Е.: Что касается это духовной структуры, то могу пояснить, что Управленческий центр, и в частности его Руководящий комитет, были духовно назначены Руководящим советом Свидетелей Иеговы, и соответственно, они имеют духовные полномочия, признанные всеми старейшинами, соответственно, и РФ, и других десяти стран. Поэтому то, что они решают какие-то вопросы, имея все полномочия на этой территории, исходя из Библии, это все видят, и знают, им доверяют, и поэтому следуют тем рекомендациям и указаниям, которые там находятся, в частности в этих письмах. Что касается юридической стороны дела, то каждая община самостоятельна как юридическое лицо, и решения юридического и гражданско-правового характера они принимают самостоятельно. Считают ли они нужным следовать при этом каким-то духовным установкам или нет - это их дело. Если они этому следуют - хорошо, если нет - это их проблемы.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, директива от 1 ноября 1995 года о назначении старейшин. Положение гласит, следующий вопрос, пункт 3.4 Положения гласит - "члены общины имеют равные права", и далее, в частности, идет перечисление прав этих членов общины и среди прав указывается, что они могут принимать участие в голосовании о предложениях и резолюциях, которые выдвигаются на богослужебных встречах общины. Скажите, пожалуйста, каким образом и где проходят данные голосования?
Леонтьев А.Е.: Как здесь уже подчеркнуто, они проходят на богослужебных встречах общины. Обычно одна из таких встреч называется служебная встреча, и там есть такой иногда раздел, как "Местные потребности". Во время этих местных потребностей местные старейшины могут поставить какой-либо вопрос на голосование, и соответственно, в голосовании принимают участие совершеннолетние, крещеные Свидетели Иеговы.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, а что значит на богослужениях? Это и есть собрание - богослужение?
Леонтьев А.Е.: Богослужебные встречи - это религиозные собрания. Почему богослужебные? Потому что там служат Богу.
Кондратьева Т.И.: Значит, речь идет о собраниях, так сказать, в Залах Царства, как они называются?
Леонтьев А.Е.: Да.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, каким образом на собраниях можно из числа присутствующих определить кто члены община, а кто нет. Ведь вы говорите об отсутствии статистики относительно членства?
Леонтьев А.Е.: Вы знаете, понятие в организации Свидетелей Иеговы основывается на том, что все Свидетели Иеговы знают основные учения Библии, что они их придерживаются, и одно из этих учений говорит о честности. Соответственно, если он не является Свидетелем Иеговы, и если он несовершеннолетний, то он просто не будет участвовать в голосовании.
Кондратьева Т.И.: В связи с чем не будет участвовать? Ведь это свободное волеизъявление, первый раз человек пришел на ваше собрание.
Леонтьев А.Е.: Можно я расскажу?
Кондратьева Т.И.: Да, пожалуйста.
Леонтьев А.Е.: Соответственно, этот человек не является Свидетелем Иеговы. Более того, перед тем, как выносить резолюцию на обсуждение, просят принять участие в голосовании только крещеных, совершеннолетних Свидетелей Иеговы. Более того, Свидетели Иеговы достаточно тесно друг с другом общаются, и, соответственно, если они регулярно видятся, регулярно вместе проповедуют, то они прекрасно знают, является человек крещеным и совершеннолетним или нет. Это не значит, что они пришли и раз в год друг друга увидели.
Кондратьева Т.И.: А если он пришел первый раз, поднял руку, голосуя за какой-то постулат, не являясь при этом членом, либо руку поднимают дети, которые сидят многократно на собраниях со своими родителями?
Леонтьев А.Е.: Их просто не будут учитывать.
Кондратьева Т.И.: Каким образом тогда происходит этот учет?
Леонтьев А.Е.: В зале есть распорядители, братья, которые знают всех присутствующих, знают членов собрания, знают кто из них кто, и соответственно каждый из них...
Кондратьева Т.И.: Исходя из пункта пятого - 5.0 Положения, какие другие поступления имеются ввиду, кроме пожертвований?
Леонтьев А.Е.: Которые не противоречат действующему законодательству.
Кондратьева Т.И.: Поясните, пожалуйста, что за поступления, которые не противоречат действующему законодательству, что это имеется ввиду?
Леонтьев А.Е.: Любое поступление, которое может быть сделано, и которое с юридической точки зрения, может быть, не подпадает под добровольные пожертвования. Например, кто-либо может завещать какое-то свое имущество, это уже, строго говоря, не является добровольным пожертвованием, потому что оно не отчуждается при жизни человека, а только может быть получено после того, как будет зарегистрирован факт смерти.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, много ли отчуждений такого рода узаконенных было в московской общине?
Леонтьев А.Е.: Мне ни одного не известно.
Кондратьева Т.И.: Ни одного. Значит, московская община такого рода поступлений за все существование с 1993 года не знала?
Леонтьев А.Е.: Мне о таких не известно.
Кондратьева Т.И.: Значит ли это, что вся финансовая деятельность организации строится только на собственных пожертвованиях, на добровольных пожертвованиях?
Леонтьев А.Е.: Да, этого достаточно, чтобы арендовать залы, содержать, никто зарплату не получает за свою религиозную деятельность. Так что средств достаточно.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, каков порядок членов в московской общине, сколько там, какой идет счет, на сотни, на тысячи и так далее?
Прохорычева Е.И.: Вы имеете в виду количество рублей?
Кондратьева Т.И.: Количество человек?
Прохорычева Е.И.: Не поняла.
Кондратьева Т.И.: Количество членов общины. Сторона так и не пояснила, и суду и мне не понятно, сколько же все-таки членов имеется в московской общине Свидетелей Иеговы.
Прохорычева Е.И.: Уже столько раз звучала эта цифра. Коротко еще раз.
Леонтьев А.Е.: Коротко я могу пояснить, что подсчета именно членов, то есть совершеннолетних крещеных, специально не проводилось. Известно, что в Москве порядка 7,5 тысяч активных возвещателей. На Вечере воспоминания смерти Иисуса Христа присутствовало порядка 15-ти тысяч человек. Поэтому, если брать среднюю цифру, то это будет 10 тысяч верующих Свидетелей Иеговы в Москве. Эти цифры берутся, исходя из подсчетов, которые проводятся в группах, собраниях местной общины.
Кондратьева Т.И.: Каким образом они проводятся?
Леонтьев А.Е.: Ну, проводятся регулярно.
Прохорычева Е.И.: Вопрос снимается, уже этот вопрос звучал. Пожалуйста, я прошу не повторять вопросы, которые уже звучали.
Кондратьева Т.И.: Вы берете в основу своего учения Библию. Я правильно поняла?
Леонтьев А.Е.: Правильно.
Кондратьева Т.И.: Идут ли ссылки на Библию в ваших проповедях?
Леонтьев А.Е.: Естественно.
Кондратьева Т.И.: Могут ли слушатели, в том числе и неподготовленные, определить, где идет сам текст Библии, а где трактование Библии вашей организацией?
Леонтьев А.Е.: Любой человек может это определить, если он хочет.
Кондратьева Т.И.: Каким образом?
Леонтьев А.Е.: Более того, задача Свидетелей Иеговы в том, чтобы помочь человеку узнать собственную Библию. Каким образом? Он берет Библию и читает ее.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, речь идет о собраниях, где человек сидит и слушает оратора, выступающего. Ссылается ли оратор, выделяет ли свои мысли и мысли, изложенные в Библии?
Прохорычева Е.И.: Снимается вопрос.
Леонтьев А.Е.: Я вас приглашаю на собрание. Вы увидите, что все сидят с Библией.
Кондратьева Т.И.: Какой перевод Библии используют Свидетели Иеговы?
Леонтьев А.Е.: В России Свидетели Иеговы используют те переводы, которые доступны на русском языке. Основным переводом является Синодальный перевод Библии. Кроме того...
Кондратьева Т.И.: Какой-какой?
Леонтьев А.Е.: Синодальний, то есть утвержденный синодом Русской Православной церкви в тысяча восемьсот каком-то году. Кроме того, на русском языке доступен перевод Ветхого Завета архимандритом Макарием и протоиереем Павским. Кроме того, на русском языке доступен перевод, выполненный протестантами, так называемый "Современный перевод". Я еще не называю и переводы некоторых ученых, но это не распространенные переводы.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, каким переводом пользуются члены организации в других странах, в других регионах?
Прохорычева Е.И.: Не поняла, еще раз вопрос.
Кондратьева Т.И.: В частности, по Москве используется один перевод Библии. Каким переводом пользуются другие члены организации за территорией Москвы, используют ли они другие переводы.
Прохорычева Е.И.: Снимается вопрос.
Кондратьева Т.И.: Я для протокола.
Прохорычева Е.И.: Снимается. Пожалуйста, следующий вопрос.
Кондратьева Т.И.: В брошюре "Теперь выбирай Божье Царство" есть фраза - "Демократия, коммунизм, социализм, тоталитаризм - все они являются формами человеческого правления, поддерживаемыми тем же нечестивым источником". Поясните, пожалуйста, о каком нечестивом источнике идет речь?
Леонтьев А.Е.: Я не понял, о какой брошюре идет речь.
Кондратьева Т.И.: "Теперь выбирай Божье правление".
Леонтьев А.Е.: Что это за брошюра?
Кондратьева Т.И.: Это ваша брошюра, директивное письмо, конспект, пожалуйста.
Прохорычева Е.И.: Ну, мы его изучали, вы задаете вопрос-то, он исследовался у нас в суде?
Кондратьева Т.И.: Да, конечно.
Леонтьев А.Е.: "Теперь выбирай Божье правление".
Кондратьева Т.И.: Да.
Леонтьев А.Е.: Судя по всему, это конспект доклада публичной речи, которая преподносится на собрании. И какой вас текст здесь интересует?
Кондратьева Т.И.: Значит, "Демократия, коммунизм", по-моему это на второй странице, "социализм, тоталитаризм, все они являются формами человеческого правления, поддерживаемыми тем же нечестивым источником". Нашли эту фразу?
Леонтьев А.Е.: Да.
Кондратьева Т.И.: Поясните, пожалуйста, о каком нечестивом источнике идет речь?
Леонтьев А.Е.: Я полагаю, что надо смотреть выше.
Кондратьева Т.И.: Будьте добры, поясните.
Леонтьев А.Е.: "Решение поддерживать Божье господство, значит быть в оппозиции к правлению Сатаны. Сатана дает власть и авторитет политическим правительствам". Есть ссылка на Иоанна 12:31 и 1 Иоанна 5:19. Как я уже пояснял в своих объяснениях, понятия Сатаны, мира Сатаны, его правление - это библейские понятия, и Свидетели Иеговы признают все, что записано в Библии.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, значит ли это, что все, так сказать, какие-то формы правления, как то: демократия, коммунизм, социализм, тоталитаризм - тождественны с точки зрения видения организацией этих понятий, и все представляют собой нечто нечестивое и грязное по отношению к чему-то другому.
Леонтьев А.Е.: Нет, это не значит, и они не равнозначны для Свидетелей Иеговы. Более того, Свидетели Иеговы не считают, что каждый государственный служащий управляется с Сатаной. Более того, Свидетели Иеговы считают правительство Божьим устройством, когда это правительство выполняет ту роль, для которой его допустил Бог. Они полагают поэтому, что должны повиноваться таким правительствам по совести, а не из-за страха наказания. Это они и делают.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, вот человек... вы сказали, что данная брошюра предназначена для публичного выступления на собрании. Правильно? Человек, так сказать, оратор читает этот конспект, либо придерживается его текста в основных своих мыслях?
Леонтьев А.Е.: Поясняю, что обычно ораторами являются старейшины или способные служебные помощники. Это люди, которые имеют познания Библии, хорошие познания, они знают позицию, которая изложена в других публикациях Свидетелей Иеговы, и этот конспект - для них, это не для всех. 
Кондратьева Т.И.: Значит ли это, что они придерживаются...
Леонтьев А.Е.: Это значит, что они разъясняют определенные понятия.
Кондратьева Т.И.: Значит, в этом конспекте определенные понятия демократия, коммунизм, социализм, тоталитаризм ставятся в одну, так сказать, линейку и приравниваются, соответственно, к какому-то нечестивому источнику.
Леонтьев А.Е.: Что касается всех форм человеческого правительства, то, согласно Библии, любое человеческое правительство не может быть успешным для того, чтобы разрешить все человеческие проблемы.
Кондратьева Т.И.: Возможно.
Леонтьев А.Е.: Согласно Библии, только Царство Бога, то есть небесное правительство во главе с Иисусом Христом, может разрешить все человеческие проблемы. Поэтому все христиане, согласно Библии, должны поддерживать прежде всего это Царство. Что касается других человеческих устройств, то христиане должны быть по отношению к ним нейтральны. Это означает, что они не выступают против них, в то же время они не участвуют в политической деятельности. При этом это не означает, что они рассматривают их исключительно, как нечто злое, потому что, как я уже говорил, Библия называет их и Божьим слугой.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, улавливаете ли вы разницу между тем, какими словами и определениями точно об этом же сказано в Библии, и какими недвусмысленными словами об этом говорится в вашем докладе?
Прохорычева Е.И.: Снимается вопрос. Пожалуйста, следующий вопрос.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста... Я прошу занести это в протокол. Скажите, пожалуйста, следующая фраза "В своем стремлении к миру во всем мире нации могут оказать на тебя давление восхвалять и поддерживать правителей или организации, содействующие международному миру. Не дай, чтобы тебя заставили или соблазнили думать, что человеческое правление создаст настоящий мир и безопасность". Поясните, пожалуйста, эти тезисы.
Прохорычева Е.И.: Снимается вопрос.
Кондратьева Т.И.: Значит, я прошу обратить внимание и указать это в протоколе, что вопрос касался разжигания религиозной розни по разделу самого Представления.
Прохорычева Е.И.: Хорошо, следующий вопрос.
Кондратьева Т.И.: Теперь по разделу загруженности верующими обучением, проповедованием и личной отчетностью. Господин Леонтьев утверждал, что в собраниях существует свобода нормы часов проповеднического служения, то есть кто сколько хочет. Однако как такое утверждение сообразуется с директивным письмом от 20 января 1998 года? Вот директивное письмо "Всем советам старейшин" от 20 января 1998 года.
Леонтьев А.Е.: Мне такое директивное письмо не известно. Если письмо из Управленческого центра, то давайте я посмотрю.
Кондратьева Т.И.: Управленческий центр региональной религиозной организации от 20 января 1998 года.
Леонтьев А.Е.: Позвольте взглянуть.
Кондратьева Т.И.: Пожалуйста. Речь идет об определенной программе, которая должна, сейчас секундочку...
Прохорычева Е.И.: От какого числа у вас?
Кондратьева Т.И.: От 20 января 1998 года. "На последней школе царственного служения общество объявило, что очень скоро в собраниях будет учреждена программ под названием "Пионеры помогают". Во время проведения этой программы общие и специальные пионеры, посетившие школу пионерского служения, будут помогать неопытным возвещателям становиться более эффективными в служении". Далее, идет четкая регламентация относительно молодых пионеров, которые могут быть назначены помогать молодым возвещателям. Далее, относительно этой программы "Служебный надзиратель возьмет на себя руководство в выполнении программы. Вначале он должен организовать три встречи со служебным комитетом и всеми руководителями книгоизучения собрания, с пионерами, беседа с каждым пионером и возвещателем". Далее, идет встреча с пионерами. "Когда станет известно, кто из возвещателей хочет получить помощь, служебный надзиратель, или по крайней мере один старейшина, проведут встречу со всеми общими и специальными пионерами, и с энтузиазмом и благодарностью последней должны за предоставленное преимущество принять участие в новой программе. После этого каждому пионеру наедине будет сообщено, какому возвещателю он будет помогать".
Прохорычева Е.И.: Какой вопрос.
Кондратьева Т.И.: Значит, вопрос о регламентации часов. Кроме того, в беседе идет речь о том, что "На ежеквартальных встречах старейшин служебный надзиратель должен предоставить совету старейшин короткий отчет о прохождении программы". Речь идет о, так сказать, том, чтобы как можно большее число масс привлечь к проповедованию. Кроме того...
Прохорычева Е.И.: Вопрос, пожалуйста. Не надо нам пересказывать документы.
Кондратьева Т.И.: Каким образом утверждение о том, что существует свобода нормы часов, сообразуется с директивным письмом от 20 января 1998 года. Кроме того, ...
Прохорычева Е.И.: Снимается вопрос. Следующий. Снят вопрос.
Кондратьева Т.И.: Кроме того, каким образом это же положение сообразуется с теми нормами часов, которые имеются в директивном документе от 1 декабря 1998 года. "Что делать, если общий пионер на протяжении года не достиг нормы в 840 часов?". И следует далее полная регламентация каким образом исправить это положение. Поясните, пожалуйста, суду о свободе и ненормировании часов.
Леонтьев А.Е.: В данном случае вы упомянули общего пионера, то есть человека, который добровольно, свободно, без принуждения взял на себя обязательства проповедовать порядка тысячи часов в год. Соответственно, здесь идет рассмотрение вопроса относительно общих пионеров. Это письмо, недирективного характера, касается только общих пионеров, оно не касается всех возвещателей.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, а кто берет, кто ставит и регламентирует подобные цифры, откуда они берутся? Почему 840, почему не две тысячи часов в год, почему не 60 часов в год и так далее?
Прохорычева Е.И.: Снимается вопрос.
Кондратьева Т.И.: Я прошу заносить вопросы в протокол.
Прохорычева Е.И.: Следующий вопрос.
Кондратьева Т.И.: Значит, вопрос по этой же директиве от 1 декабря 1998 года, касаемые нагнетания страха перед концом света. "Мы живем в особое время, мировые события указывают на то, что мы как никогда близко подошли ко дню, когда Царство Бога сокрушит и разрушит все царства этого мира". Поясните, пожалуйста, о каком близком, так сказать, дне, конце этого близкого дня идет речь? И почему мировые события указывают...
Прохорычева Е.И.: Товарищ прокурор, вы уж извините, но мне придется вам указать, что здесь в скобках есть ссылка на Библию.
Кондратьева Т.И.: В скобках идет ссылка на словосочетание "сокрушит и разрушит все царства мира". 
Прохорычева Е.И.: То есть вам это понятно, да?
Кондратьева Т.И.: Все остальное идет без ссылки на Библию, то есть мы живем в особое время, мировые события указывают на то, что мы как никогда близко подошли ко дню, когда Царство Бога..., и далее идет ссылка на Библию. То, что без ссылки на Библию, я и спрашиваю поэтому, какие мировые события указывают на конце света, и почему он близок?
Леонтьев А.Е.: Ну что же, давайте я вам прочитаю. Во-первых, Даниила 2:44: "И во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет Царство, которое во веки не разрушится. И Царство это не будет передано другому народу, оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно". Далее признаки, указанные Иисусом Христом в Евангелии от Матфея, 24 глава, ученики в стихе 3 его спросили "Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят. Также услышите о воинах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть. Но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам. Все же это начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас, и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое. И тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга. И многие лжепророки восстанут и прельстят многих. И по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь. Претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам, и тогда придет конец". Далее еще апостол Павле подчеркнул эти признаки во втором послании Тимофею, 3 глава, с 1 стиха. "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие, ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям не покорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшися. Таковых удаляйся". И далее в 13 стихе: "Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь".
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, вот я - светский человек, меня интересует не текст Библии, если у меня будет такая необходимость, я дома ее почитаю. Поясните, пожалуйста, слова, которые фигурируют не в Библии, а в этом директивном письме. "Мы живем в особое время..."
Леонтьев А.Е.: Оно направлено к светским людям.
Кондратьева Т.И.: Всем советам старейшин. Кроме того...
Леонтьев А.Е.: Как вы полагаете, старейшины знают Библию?
Кондратьева Т.И.: Я полагаю, что это читается на собраниях.
Леонтьев А.Е.: Вы напрасно так полагаете.
Кондратьева Т.И.: А где? Я вижу...
Леонтьев А.Е.: На собрании будет читаться только то, что касается всего собрания. Так же как письмо, которое адресовано вам лично, очевидно, не будет читаться всеми.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, вот человек, прочитавший это, всем старейшинам, он перенесет эти мысли на собрание?
Прохорычева Е.И.: Снят вопрос. 
Кондратьева Т.И.: В устной форме?
Прохорычева Е.И.: Пожалуйста, следующий вопрос.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, является ли необходимым требованием для крещения регулярное посещение публичных собраний, служебных встреч, школы теократии, конгрессов, книгоизучение?
Леонтьев А.Е.: Посещение человеком собраний означает, что он следует указаниям Библии. В частности в Евреям, 10 глава, 24 и 25 стихи показывают, что он ценит эти встречи, что у него есть духовная потребность и желание удовлетворять ее, и общаться с сохристианами. Соответственно, если он хочет быть частью этого собрания, разумно и логично ожидать, что свое желание он будет проявлять тем, что он будет посещать встречи собрания. Однако в отдельных случаях, если здоровье человеку не позволяет или какие-то другие обстоятельства, но он соответствует всем другим требованиям, он может быть допущен до крещения.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, я так и не поняла из вашего пространного ответа, все-таки он должен посещать, и как часто он должен посещать собрания и вышеперечисленные мной мероприятия?
Леонтьев А.Е.: Вы знаете, в религиозной организации у нас не все в таких понятиях, как должен и не должен.
Кондратьева Т.И.: Является ли это необходимым требованием для крещения?
Леонтьев А.Е.: Это желательно, но не обязательно.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, вот употребляется термин "регулярные посещения". Скажите, пожалуйста, что это значит "регулярные посещения христианских встреч"? Где тот барьер, за которым есть регулярно, а где нет этой регулярности? Сколько... какое количество должен посетить человек этих встреч, чтобы считаться регулярно посещающим?
Прохорычева Е.И.: Снят вопрос.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, что значит быть активным свидетелем?
Леонтьев А.Е.: Активным свидетелем быть это означает, что человек регулярно посещает собрания и регулярно проповедует.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, а что значит регулярно проповедовать и регулярно посещать собрания?
Прохорычева Е.И.: Снимается вопрос. Пожалуйста.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, вот директивное письмо от 17 октября 1994 года: "Многие собрания сообщают, что большой процент возвещателей не посещает книгоизучение, собрания, школы теократического служения, служебную встречу. Пожалуйста, запомните, что для того, чтобы соответствовать требованиям для некрещеного возвещателя, лицо уже должно привести свою жизнь в согласии с библейскими требованиями и регулярно общаться с народом Иеговы на встречах собрания и конгрессах. Кроме того, помимо регулярного посещения христианских встреч, из его сердца должно исходить побуждение публично провозглашать свою веру, давая комментарии на встречах, или даже записавшись в школе теократического служения". Не содержится ли здесь определенных жестких рамок для того, чтобы человек был крещенным в вашу веру, стал крещеным Свидетелем Иеговы? Здесь речь идет о требовании регулярного общения, посещения и так далее, и не просто сидеть на собрании, но и давать комментарии на встречах, даже записавшись в школу теократического служения.
Леонтьев А.Е.: Я могу пояснить здесь, что, может быть, с точки зрения прокуратуры, которая судит все с точки зрения "требовать", "должен", "не должен", может быть, это так и кажется.
Кондратьева Т.И.: Я основываюсь на вашем тексте, так сказать, на тексте этого директивного письма, которое посылали.
Леонтьев А.Е.: Но если вы даже письмо как директивное воспринимаете, то я без комментариев.
Кондратьева Т.И.: Здесь речь идет о требованиях, а не о просьбе.
Леонтьев А.Е.: Что касается вопроса о посещении собраний, я могу пояснить, что если человек хочет быть Свидетелем Иеговы, естественно он проводит время со своими соверующими, естественно он воспринимает к сердцу совет апостола Павла из Евреям 10 глава, 24 и 25 стихи, где написано: "Будем внимательны друг к другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай, но будем увещевать друг друга и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного". Как вы полагаете, может ли он проявлять внимание к своим соверующим, поощрять их к любви и добрым делам, если он не будет посещать встреч собраний? Как он будет увещевать их? Очевидно никак. Поэтому, естественно, если человек просто придет с улицы и скажет: "Я хочу быть Свидетелем Иеговы", - он не станет просто так Свидетелем Иеговы. Стать Свидетелем Иеговы означает познание Библии, означает приведение своей жизни в соответствие с основными библейскими нормами, и это означает осознанное, то есть на основании знаний, и добровольное посвящение богу. То есть человек желает служить. А если он желает, значит его желание...
Прохорычева Е.И.: Хорошо, прозвучало, все понятно.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, следующий абзац этого же директивного письма: "После того, как будет пройдено три части...
Прохорычева Е.И.: Закройте дверку.
Кондратьева Т.И.: Пожалуйста, обратите внимание на то, что старейшины должны проходить вопросы с желающим креститься. "После того, как будет пройдено три части, старейшины встречаются, чтобы обсудить, готов ли кандидат ко крещению". О каких трех частях идет речь?
Прохорычева Е.И.: Снимается вопрос.
Кондратьева Т.И.: "Если кто-то еще не готов, то надо сообщить им об этом и предпринять шаги для того, чтобы оказать им необходимую помощь и, чтобы в будущем они смогли соответствовать требованиям". О каком соответствии требованиям идет речь и каким требованиям?
Леонтьев А.Е.: В соответствии требованиям Библии.
Прохорычева Е.И.: Следующий вопрос, пожалуйста.
Кондратьева Т.И.: "Мы понимаем, что многие из вас трудятся день и ночь, чтобы помочь братьям и сестрам в собрании, вы жертвуете своим личным временем и временем, которое вы смогли бы уделить семье. Большое спасибо вам за эти старания". Поясните, пожалуйста, вот эту мысль, которую хотел донести автор этих строк до читающих.
Леонтьев А.Е.: Речь идет о старейшинах. Эти люди действительно самоотверженно трудятся для блага своих соверующих. И естественно, что это время, например, если бы он был мирским человеком, то он мог бы использовать на какие-то развлечения, дополнительный отдых или какие-то другие занятия. Однако они используют это время для служения собранию. При этом от старейшин ожидается, что они будут уравновешенно выполнять и свои семейные обязанности. Это не значит, что они могут забросить семью, потому что для того, чтобы быть старейшиной, человек должен соответствовать библейским требованиям, которые указаны в Библии, в частности, в посланиях к Тимофею и к Титу. И одно из требований, что он должен хорошо управлять собственным домом и быть хорошим семьянином. Если он таковым не является, то он не может быть старейшиной. Поэтому то, что вы прочитали, всем Свидетелям Иеговы хорошо известно, может быть, только прокуратуре, которая никогда не была на собраниях Свидетелей Иеговы, кажется, что это...
Кондратьева Т.И.: Хорошо. Скажите, исходя из текста этого же директивного письма от 17 октября, "должно пройти достаточно времени, чтобы ее регулярность и ревность в служении стали очевидными". Что понимается под достаточно времени?
Леонтьев А.Е.: Здесь нет каких-то конкретных временных рамок. Достаточно - это значит достаточно, что очевидно уже, что человек вполне осознанно, добровольно и с большим желанием хочет исполнять роль служителя. Это не значит, просто чтобы не было на эмоциях, чтобы в течение какого-то времени можно было увидеть, насколько человек желает действительно быть Свидетелем Иеговы, насколько он соответствует библейским нормам, придерживается их в своей жизни.
Кондратьева Т.И.: Вы все время уходите от конкретных понятия, от вопросов, на конкретные понятия, все время с радостью вдаетесь в пространные обсуждения Библии. 
Прохорычева Е.И.: Вопрос, пожалуйста, вопрос.
Кондратьева Т.И.: Объясните, пожалуйста, я у вас спрашиваю вполне конкретно понятие, что такое "достаточно времени", "регулярность и ревность в служении"? Я ничего не выдумываю, я беру из ваших, из текстов ваших директивных писем.
Прохорычева Е.И.: Ответ прозвучал. Пожалуйста, следующий вопрос.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, директивное письмо от 1 декабря 1998 года. "Однако в эти последние дни возвещатели сталкиваются с увеличенными трудностями". Поясните, пожалуйста, о каких последних днях идет речь?
Леонтьев А.Е.: Я могу еще раз прочитать Матфея 24 главу и 2 Тимофею 3 главу.
Прохорычева Е.И.: Не надо.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, это же вот директивное письмо, это же директивное письмо. "Теперь трудно найти работу, которая занимала бы часть дня". Скажите, в связи с чем человека ставят в узкие рамки в выборе работы, относительно вот этого директивного письма от 1 декабря?
Леонтьев А.Е.: Вопрос в чем заключается?
Кондратьева Т.И.: Я задала вопрос. В связи с чем, я процитировала фразу: "Теперь трудно найти работу, которая занимала бы часть дня." Это текст директивного письма.
Прохорычева Е.И.: Покажите текст, пожалуйста.
Кондратьева Т.И.: Сейчас, секундочку. "Теперь трудно найти работу, которая занимала бы часть дня, и позволяла бы пионеру соответствующим образом..." Вот эта.
Прохорычева Е.И.: Вопрос, пожалуйста.
Кондратьева Т.И.: Вообще-то я его уже задала. В связи с чем человека ставят в узкие рамки в выборе работы? Поясните, пожалуйста.
Леонтьев А.Е.: Во-первых, здесь не содержится указания, какую работу кто себе должен избирать. Здесь просто констатируется, что в нашей стране ситуация с работой стала достаточно сложной. И в предыдущем абзаце, как раз в связи с этим, говорится, что подсобные пионеры будут служить теперь 50 часов, а общие пионеры не тысячу, а 840 часов в связи с тем, что им потребуется больше времени для мирской работы, чтобы обеспечивать себя.
Кондратьева Т.И.: Видимо, вы неправильно поняли смысл, либо намеренно исказили этот смысл. Будьте добры. Значит речь...
Прохорычева Е.И.: Следующий вопрос.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, здесь идет увязка о работе, которая бы занимала часть дня, с теми часами, которые вы спускаете вот этим самым пионерам, общим и так далее, для того, чтобы они проповедовали.
Прохорычева Е.И.: Коротко ответьте, пожалуйста, есть ли какая-то связь между количеством часов, я так понимаю, и отсутствием возможности найти работу?
Кондратьева Т.И.: "Теперь трудно найти работу...
Прохорычева Е.И.: Не надо читать
Кондратьева Т.И.: ...Которая занимала бы часть дня, и позволяла бы пионеру соответствующим образом заботиться о своём материальных потребностях, справляясь с нормой часов".
Леонтьев А.Е.: Понятно. Я могу пояснить, что известно, что большинство общих пионеров, чтобы служить таковыми, ищут себе работу с неполным рабочим днем, которая позволяет им обеспечивать свои нужды, с одной стороны, и с другой стороны исполнять тот обет, который они дали о проповеди. Некоторые общие пионеры справляются с этим, работая полный рабочий, но каждый решает это индивидуально. Что касается данного письма, то, учитывая эти обстоятельства, и учитывая потребности этих пионеров, снижена норма часов на проповедническое служение в виду того, что предполагают, что теперь эти люди будут вынуждены тратить больше времени на работу для обеспечения своих потребностей.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, в связи с вашими тезисами следующий вопрос: можно ли найти квалифицированную, высокооплачиваемую, либо просто нормально оплачиваемую работу в условиях экономического кризиса в нашей стране, которая занимала бы лишь часть дня?
Прохорычева Е.И.: Снимается вопрос. Пожалуйста.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, вот здесь речь идет о снижении, в этом же директивном письме, действительно речь идет о снижении каких-то нормативов. Скажите, пожалуйста, даже исходя из тех нормативов, которые спускаются, что составляет 800 часов за служебный год, скажите, пожалуйста, при такой норме нормальный работающий человек, содержащий свою семью, детей и так далее, в состоянии ли при такой норме умудриться найти себе нормальную работу?
Прохорычева Е.И.: Снимается вопрос.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, поскольку у нас, как известно, 8-часовой рабочий день понедельный, либо два выходных дня. Скажите, пожалуйста, вот при такой норме, которую вы даете человеку, возвещания, сколько времени после рабочего 8-часового рабочего дня, нормального рабочего дня, полного, человек должен проповедовать, чтобы еще и отдохнуть в два выходных дня?
Леонтьев А.Е.: График своего служения он устанавливает сам самостоятельно. При этом общими пионерами обычно не служат семейные люди, которые имеют детей.
Кондратьева Т.И.: А есть какие-то ограничения относительно семей?
Леонтьев А.Е.: Здесь нет ограничений.
Кондратьева Т.И.: Есть какие-то директивные документы, которые говорят о том, что семейные люди, обремененные заботами о семье, не должны проповедовать и так далее? Вы можете показать такие директивные документы, брошюры и так далее?
Леонтьев А.Е.: Я могу просто-напросто обратить внимание, что в организации Свидетелей Иеговы не требуется много правил и директив, как вы говорите, потому что Библия говорит о разумном служении, что касается вот таких аспектов. В частности, я ссылался на журнал "Сторожевая башня" от 15 октября 1997 года, на страницу 22, 18 абзац. Здесь говорилось: "Поэтому, если у тебя есть серьезные препятствия: слабое здоровье, преклонный возраст, семейные обязанности или что-то еще, не падай духом. Если ты отдаешь Богу лучшее, что у тебя есть, твое служение для него не менее ценно, чем полновременное", то есть как пионер или другие виды полновременного служения. Далее здесь говорится в брошюре "Свидетели Иеговы объединенно творят волю Бога по всей земле" на странице 22, абзац 2: "Все посвятившиеся и крестившиеся Свидетели Иеговы являются служителями Бога. Однако, так как у большинства из них семьи и другие обязанности, они могут проводить проповеднические служения только несколько часов в неделю".
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, вы сами же, собственно говоря, и ответили частично на вопрос - а для чего действительно так много нужно директив спускать в маленькую московскую общину, которая насчитывает 10 тысяч человек, или что-то около этого, мы так и не выяснили, вы не даете точных цифр, для чего так много директив на каждый шаг, если есть одна Библия?
Леонтьев А.Е.: Что касается этих писем, то эти письма посылаются по мере необходимости. И когда возникают определенные вопросы, то этими письмами эти вопросы разрешаются. Более того, этому есть библейский пример, который записан в книге Деяния. Когда у собрания христиан, первый век, возникли вопросы относительно того, соблюдать ли им Моисеев закон или какую-то часть, или не соблюдать, они направили свои вопросы руководящему совету тому времени, который рассмотрел эти вопросы, написал им письма. И согласно этим письмам они дальше и действовали.
Кондратьева Т.И.: Ну, вот маленькая московская община и столько директив. Мы можете назвать примеры других конфессий, то же христианство, католицизм, православие, где столько директив, спускаемых неизвестно от кого и неизвестно откуда, должны регламентировать, четко регламентировать каждый шаг верующего?
Прохорычева Е.И.: Снимается вопрос.
Кондратьева Т.И.: Я прошу записать этот вопрос в протокол.
Прохорычева Е.И.: Пожалуйста, следующий вопрос. Следующий вопрос, пожалуйста.
Кондратьева Т.И.: Сейчас, секундочку. Я прошу записать вопрос, вы не пишите.
Прохорычева Е.И.: Пожалуйста, следующий вопрос.
Кондратьева Т.И.: У вас феноменальная память? Скажите, пожалуйста, осуществляется ли сбор пожертвований при встречах на квартирах небольшими группами для книгоизучения?
Леонтьев А.Е.: Сборы пожертвований вообще не осуществляются. Если вы понимаете под сбором пожертвований пускать тарелку или еще что-нибудь в этом роде по кругу. В каждом собрании есть ящики для добровольных пожертвований, и такие ящики, в принципе, могут быть установлены и на книгоизучениях, собраниях. И это зависит от старейшин данного собрания или от руководителей данного книгоизучения. Если они это делают, значит могут быть такие ящики, если не делают, значит их нет, только в залах Царства.
Кондратьева Т.И.: Скажите, пожалуйста, а в ящике исключительно денежные какие-то знаки бросаются или что, что это такое, объясните?
Леонтьев А.Е.: Деньги, конечно.
Кондратьева Т.И.: Деньги, да? Скажите, пожалуйста, а что это за квитанция? Я прошу обозреть суд. Квитанция получена, идет от пожертвований на всемирное дело, пожертвовано в ящики собрания, книгоизучения и так далее. Опять все тот же источник, издано в Германии. Прошу обозреть.
Прохорычева Е.И.: Вам знакомо это?
Леонтьев А.Е.: А, это квитанция.
Кондратьева Т.И.: Поясните, пожалуйста, назначение этой квитанции.
Леонтьев А.Е.: Поясняю. Когда заканчивается собрание, два брата, назначенные старейшинами, открывают эти ящики, достают оттуда деньги и соответственно записывают, какая сумма поступила на какие цели. Потом пишут, сколько всего сумма, расписывается один, потом второй, затем эти деньги передаются секретарю собрания, который уже назначен для того, чтобы распоряжаться этими средствами, хранить их и так далее.
Прохорычева Е.И.: Следующий вопрос.

Комментариев нет:

Отправить комментарий