среда, 26 марта 2014 г.

Беленко И. В.: Экспертная оценка религиозных текстов, высказываний и иллюстраций на предмет возбуждения розни

Наряду с подчёркнуто националистическими материалами (судя по заголовкам) значительное место в Федеральном списке экстремистских материалов Минюста России[213] занимают религиозные публикации, в том числе христианского толка. Так, позиции с 510-й по 543-ю и с 556-й по 573-ю составляют книги, брошюры и журналы, выпущенные двумя религиозными издательствами — Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania и Wachtturm Bibel- und Traktat-Gesellschaft. Издательства эти принадлежат движению Свидетелей Иеговы и по объёму продукции и числу языков занимают лидирующие положения в издательском мире[214], печатая Библии и миссионерскую литературу, которую приверженцы этой религии, обходя дома и общественные места, распространяют во всём мире.

 При том что Свидетели Иеговы сравнительно малочисленны — в России их 162 182, а в мире 7 508 050[215], — в большинстве стран их деятельность не остаётся незамеченной. Россия, однако, стала первой и остаётся единственной страной, нашедшей в их изданиях признаки экстремизма — хотя в некоторых странах, наложивших запрет на всякую христианскую, в том числе православную, миссионерскую деятельность, Свидетели Иеговы находятся на нелегальном положении.

 В чём же современные российские эксперты по экстремизму усматривают интересующие их признаки? Ниже приводятся выдержки из 2 экспертиз, сделанных по религиозным изданиям Свидетелей Иеговы. Каждая из 52 позиций в нижеследующем списке соответствует одной из 52 публикаций, признанных экстремистскими на основании этих экспертиз. Высказывания в публикациях, которые отыскали эксперты, набраны курсивом. Вслед за ними приводятся комментарии экспертов, которые легли в основу судебных решений о включении публикаций в Федеральный список экстремистских материалов.

 Вначале приводятся выводы из «Заключения судебно-экспертной комиссии по результатам судебной комплексной психолого-лингвистической религиоведческой экспертизы» от 4 мая 2009 года (эксперты Араева Л. А., Яницкий М. С., Осадчий М. А., Кемеровский государственный университет), а потом из «Заключения экспертов по комиссионной комплексной судебной экспертизе» от 15 июля 2009 года (эксперты Касьянюк Т. Н., лингвист; Шипшин С. С., психолог; Астапов С. Н., религиовед; г. Ростов-на-Дону).

   (1) «Хотя Иосия был маленьким, он уже понимал, что нужно дружить с теми, кто служит Иегове. Мы хотим, чтобы ты поступал правильно! (журнал «Сторожевая башня» от 1 февраля 2009 года[216]). Говоря „нужно дружить с теми“, в тексте подразумевается, что одновременно „не нужно дружить с другими“. В этом состоит скрытая пропаганда розни на основе религиозной принадлежности. … Пропагандируется отрицательное отношение к людям, не разделяющим веру в Иегову»[217].

   (2) «У мамы были библейские вопросы, на которые она усердно искала ответы. Один из вопросов касался учения об огненном аде, в котором мучаются грешники. Она спросила приезжавшего к нам инспектора лютеранской церкви, где найти библейское основание для этого учения. Суть его ответа сводилась к следующему: неважно, что говорится в Библии, — нужно учить об огненном аде (журнал «Сторожевая башня» от 15 января 2009 года[218]). В автобиографическом материале, рассказывающем о духовном пути, содержится стабильный для исследуемого материала мотив недовольства поступками церковнослужителей. В брошюре не содержатся сведения о положительном поведении церковнослужителей, об их добросовестном отношении к служению. Следовательно, материал создан с изначальной установкой на формирование отрицательного образа христианских церковнослужителей. Таким образом, брошюра „Сторожевая башня. Выпуск для изучения“ от 15 января 2009 года содержит отрицательный образ христианских церковнослужителей как социальной группы»[219].

   (3) «Мария родилась в еврейской семье и исповедовала еврейскую веру. Она ходила в местную синагогу, как называется у евреев место религиозных собраний, и посещала храм в Иерусалиме. Но по мере того, как Мария всё глубже постигала замысел Бога, она поняла, что Бог больше не одобряет традиции её предков. Иудейские религиозные вожди отдали на смерть её Сына, Мессию. Прежде чем это случилось, Иисус объявил им: Этот дом оставляется вам покинутым (Матфея 23:38). Бог перестал благословлять религиозную систему, в которой выросла Мария (Галатам 2:15,16). Когда образовалось христианское собрание, Марии было, вероятно, около 50 лет. Как она поступила? Пришла ли она к выводу, что раз уж она родилась в еврейской семье, то должна хранить преданность традициям своих предков? Говорила ли она, что слишком старая, чтобы что-то менять? Нет, конечно. Мария поняла, что теперь Бог благословляет христианское собрание, поэтому ей хватило веры и мужества изменить свои взгляды (журнал «Сторожевая башня» от 1 января 2009 года[220]). Одним из ключевых материалов брошюры, выделенным на странице особым цветовым фоном, является текст „У неё было мужество изменить свои взгляды“, в котором рассказывается, как Мария ушла от традиционной религии к истинной. В данном материале содержатся сравнения, призванные доказать превосходство веры в Иегову. О вере в Иегову сообщается только положительная информация, о традиционной религии — только отрицательная. Следовательно, в брошюре „Сторожевая башня. Чему нас учит пример Марии?“ от 1 января 2009 года содержится пропаганда превосходства веры в Иегову»[221].

   (4) «У нас в резервации был католический священник, и Роуз убедила меня сходить к нему и поговорить. Мы спросили, почему умерла наша девочка и где она сейчас. Он объяснил, что Бог забрал Кайлу, потому, что ему был нужен ещё один ангел. Я недоумевал: „Почему, если Богу нужны ангелы, надо было забирать нашу дочь? Ведь он же всемогущий Творец! Какой ему прок от беспомощной малютки?“ Священник ни разу не открыл Библию. Мы ушли с чувством разочарования (журнал «Пробудитесь!» за январь 2009 года[222]). Католический священник описывается, как равнодушный человек, плохо исполняющий свои обязанности пастыря. Имя этого человека не называется. … В книге нет примеров правильного поведения католического священника, способных „уравновесить“ описанный случай. Следовательно, в брошюре действует изначальная установка на создание отрицательного образа»[223].

   (5) «То, что от рождения они были католиками, не мешало им ходить в центр медитаций. Они жертвовали на его нужды немалую часть своих средств. Джони очень заинтересовался библейской истиной и согласился изучать Библию. Тем, что Джони узнавал, он делился с другими. Библейская истина помогла ему прекратить пьянствовать и бросить курить (журнал «Пробудитесь!» апрель 2008 года[224]). Католическая вера, которой герой придерживался от рождения, не могла помочь герою избавиться от алкоголизма и табакокурения. Лишь учение Свидетелей Иеговы помогло герою. Таким образом, в брошюре Пробудитесь! (апрель 2008 года) содержатся сравнения и параллели, формирующие отрицательный образ христианской (католической) церкви и христианского (католического) вероучения»[225].

   (6) «Священники Греческой православной церкви и их сторонники пытались прийти на стройплощадку и помешать работе, но Иегова услышал нашу молитву и дал нам защиту (журнал «Сторожевая башня» от 1 марта 2002 года[226]). Возникает отрицательный образ церковнослужителей, пытавшихся помешать строительству нового филиала Общества Свидетелей Иеговы в Греции. В этом эпизоде церковнослужители предстают как люди коварные и нечестные. В тексте нет примеров праведного поведения церковнослужителей, каких-либо обособлений или исключений. Вся информация о них негативная, что говорит о наличии в тексте установки на создание негативного образа церковнослужителей в целом как социальной группы»[227].

   (7) «Можно ли сказать, что после долгих лет обучения в богословских школах духовенство стало подготовлено для того, чтобы быть учителями Божьего Слова? Вряд ли. Некоторые учащиеся духовных семинарий сначала доверяли Библии, но, закончив обучение, стали относиться скептически к этой книге. Поэтому вместо того, чтобы проповедовать Слово Бога, — которому многие из них уже не верят, — они направляют свои силы на другое: участвуют в политических дебатах, проповедуют „социальное евангелие“ или основывают свои проповеди на человеческих философиях (2 Тимофею 4:3). В противоположность им, истинные христиане следуют примеру Иисуса Христа (журнал «Сторожевая башня» от 15 февраля 2002 года[228]). Содержатся отрицательный образ церковнослужителей как социальной группы, а также сравнения, направленные на пропаганду превосходства учения Свидетелей Иеговы и неполноценности учения христианских Церквей»[229].

   (8) «Сегодня религиозные руководители льстят слуху людей, утверждая, что секс вне брака не осуждается Богом. Другие служители культа потворствуют гомосексуализму. А некоторые сами им занимаются. В британской газете „Таймс“ отмечалось, что в один только Генеральный Синод Церкви Англии были избраны „тринадцать священников, открыто занимающихся гомосексуализмом“. Если духовенство отвергает библейские нормы морали и в церкви на это закрывают глаза, то по каким нормам остаётся жить прихожанам? (журнал «Сторожевая башня» от 1 ноября 2001 года[230]). В тексте нет примеров праведного поведения священнослужителей, каких-либо обособлений или исключений. Вся информация о них негативная, что говорит о наличии в тексте установки на создание негативного образа священнослужителей в целом как социальной группы. […] Создан отрицательный образ всех религий, отличных от учения Свидетелей Иеговы, а также священнослужителей в целом как социальной группы. В брошюре реализована пропаганда превосходства учения Свидетелей Иеговы и неполноценности иных религий»[231].
   (9) «Служба в Советской армии была обязательной для юношей 18-летнего 
возраста. Основываясь на знании Библии, я решил во что бы то ни стало придерживаться нейтралитета в отношении дел мира, что означало отказ от службы в Советской армии (Исаия 2:4; Иоанна 17:14–16) (журнал «Пробудитесь!» от 22 октября 2000 года[232]). Событие отказа от военной службы описывается автором с положительной оценочностью — как праведный поступок. […] Следовательно, в тексте брошюры Пробудитесь! от 22 октября 2000 года содержится побуждение к отказу от исполнения гражданских обязанностей, связанных с военной службой»[233].

   (10) «Хотя доводы в защиту целибата не находят подтверждения в Библии, руководители Римско-католической церкви оправдывают его тем, что, как они говорят, это даёт священнику возможность „уделять Богу больше внимания“ и сосредоточиться на своей работе. „Однако настоящий довод в поддержку целибата самый что ни на есть земной, — говорится в том же журнале [«Вежа»]. — Целибат был введён в средние века для сохранения церковной собственности и для предотвращения раздела земли и других владений между наследниками священнослужителей“ (журнал «Пробудитесь!» от 22 сентября 1999 года[234]). В брошюре не содержатся материалы, способствующие формированию положительного образа Римско-католической церкви. […] Следовательно, в брошюре „Пробудитесь!“ от 22 сентября 1999 года содержится отрицательный образ христианских (католических) церковнослужителей как социальной группы»[235].

   (11) «Ложные религии, в том числе и христианский мир, уже давно поддерживают недозволенные отношения с „царями земными“, но это приведёт к разорению ложной религии. […] Вот уже не одно десятилетие мы призываем людей выйти из ложной религии и принять истинное поклонение (Откровение 18:4,5) (журнал «Сторожевая башня» от 1 мая 1999 года[236]). Создан негативный образ традиционного христианства, сформулирована мысль о необходимости дистанцироваться от этой религии, как и других религий, отличающихся от учения Свидетелей Иеговы. Следовательно, в тексте содержится пропаганда превосходства учения Свидетелей Иеговы и неполноценности иных религий»[237].

   (12) «Эриха призвали в немецкую армию, и я тоже получил повестку. Я считал, что Божий закон запрещает убивать своих ближних. […] В июле 1944 года советские войска вновь начали оккупировать Эстонию, и месяца через два я мог свободно вернуться домой и помогать на ферме. Но в ноябре, вскоре после моего возвращения, мне приказали встать на воинский учёт. Полный решимости, я безбоязненно свидетельствовал перед призывной комиссией. Мне сказали, что советскую власть не интересуют мои убеждения и что служить в армии должен каждый (журнал «Пробудитесь!» от 22 февраля 1999 года[238]). Вся автобиография представлена как история борьбы праведного человека с неправедной государственно-идеологической системой. […] Герой всячески старается избежать призыва, и эти попытки описываются с положительно-оценочной тональностью. […] Следовательно, в тексте брошюры „Пробудитесь!“ от 22 февраля 1999 года содержится побуждение к отказу от исполнения гражданских обязанностей, связанных с военной службой»[239].

   (13) «Иисус сказал одной женщине, которая верила в святые места: „Настаёт время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. … Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине“ (Иоанна 4:21–24). Поэтому истинные христиане не благоговеют перед святыми местами. Уничтожение неверного Иерусалима римской армией в 70 году н.э. является предостережением для христианского мира. Его идолопоклонство, разделения и вина в кровопролитии расходятся с названием „христианский“. Поэтому его ожидает участь, которую Бог предсказал для всех религий, составляющих Вавилон великий (Откровение 18:2–8) (журнал «Сторожевая Башня» от 15 февраля 1999 года[240]). В тексте „Борьба за ‘святое’ место“ содержится описание войн за контроль над Иерусалимом. Пафос текста состоит в том, что вся эта борьба не приближала людей к Богу. В процитированном фрагменте говорится, что войны христиан за Святые места фактически обличали христиан в идолопоклонстве, розни, кровопролитии. Наряду с этим в тексте не сообщается о положительных сторонах жизни христианских народов и стран. Следовательно, текст реализует изначальную установку на создание отрицательного образа христианской религии и народов, её исповедующих. Следовательно, в брошюре „Сторожевая Башня. Как достичь счастья в браке?“ от 15 февраля 1999 года содержится заведомо отрицательный образ христианской религии, спровоцировавшей народы на кровопролитие и рознь»[241].

   (14) «Духовенство всегда поддерживало войны, развязываемые правительствами их стран, даже если при этом нужно было убивать единоверцев. Это явное нарушение заповедей Бога (1 Иоанна 2:3,4; 3:10–12; 4:8,20,21). Исаия предсказал, что религиозные руководители будут пренебрегать своими обязанностями. Например, они учат людей не истине из Библии, а небиблейским учениям о вечных муках в огненном аду, о триедином боге, о бессмертии души — у всех этих учений языческие корни (журнал «Пробудитесь!» от 8 декабря 1998 года[242]). В тексте брошюры создаётся образ церковнослужителей в целом как социальной группы. […] Этот образ отрицателен и сформирован из таких признаков, как пренебрежение обязанностями, лживость, потакание злу и насилию, лицемерие»[243].

   (15) «Священник не согласился проводить похороны, пока я не занял 50 долларов и не внёс деньги. Священник запросил ещё 15 долларов за мессу в доме моей свояченицы, где друзья и родные планировали собраться, чтобы отдать последнюю дань уважения Хелен. […] Этот случай заставил меня задуматься: священников интересуют только наши деньги, но они никогда ничему не учили нас из Библии (журнал «Сторожевая башня» от 1 октября 1998 года[244]). Автор-рассказчик признаётся, что уже с детства убедился в неправильности поведения священников. Но это только первая деталь. Второй эпизод отнесён ко времени, когда автор-рассказчик переживал смерть жены. Католический священник предстаёт перед читателем как человек чёрствый и алчный. […] Содержатся сравнения и оценки, формирующие отрицательный образ вероучения Римско-католической церкви и её служителей в целом — как социальной группы»[245].

   (16) «Всегда были мужчины, женщины и дети, проявляющие истинную веру. Уточнение „истинная“ важно, так как вера миллионов людей похожа на легковерие, готовность принять что-то без убедительных на то оснований или причин. Такая вера часто связана с поклонением ложным богам или поклонением Богу неправильным образом, что не совместимо с требованиями Всемогущего Иеговы и предоставленного им Слова (журнал «Сторожевая Башня» от 15 мая 1998 года[246]). Автор публикации изначально помещает учение Свидетелей Иеговы в окружение других религий, которые признаются ложными и неприемлемыми. В то же время учение Свидетелей Иеговы называется истинным, и на этом определении автор настаивает … Случаи положительного поведения прихожан христианской церкви или её служителей в брошюре не описаны»[247].

   (17) «Мы ходили в церковь в Сиэтле, но это было чистой формальностью. Религия не занимала важного места в нашей жизни, пока Джейми, радостная юная пионерка (полновременная проповедница благой вести), не позвонила в нашу дверь. Она была такой милой, что я согласилась на изучение Библии (журнал «Пробудитесь!» от 8 апреля 1998 года[248]). Христианство в его распространённом виде и служители церкви не смогли увлечь молодых супругов, которые исповедовали христианство лишь формально. Свидетели Иеговы выгодно отличаются от христианской Церкви, поскольку их учение вызвало искреннее желание ему следовать.Инквизиторы, назначенные Римско-католической церковью, применяли эти и подобные орудия для борьбы с инакомыслящими.Тема христианской (католической) церкви усиливается в негативном аспекте. […] В брошюре не содержатся материалы, способствующие формированию положительного образа Церкви. Следовательно, исторические и биографические материалы, собранные в брошюре, а также сравнения и параллели являются тенденциозными»[249].

   (18) «Люди поклоняются многому. Но в Библии говорится, что есть лишь один истинный Бог (брошюра «Что от нас требует Бог?», изд. 1996 года[250]). Проводятся сравнения, невыгодно преподносящие религии, отличные от учения Свидетелей Иеговы. Не все верования и обычаи плохие. Но Бог не одобряет те, которые произошли из ложной религии и противоречат библейским учениям (Матфея 15:6). Внешне автор уважительно относится к верованиям, отличным от учения Свидетелей Иеговы, но единственным мерилом верности религии признаёт Библию, что заведомо создаёт отрицательный образ религий, основанных не на Библии»[251].

   (19) «Многие религии проповедуют любовь, но поддерживают войны. […] По сути, два самых кровавых конфликта нашего времени — Первая и Вторая мировая война — вспыхнули в самом сердце христианского мира» (книга «Познание, ведущее к вечной жизни»[252]). [Эксперт Астапов С. Н.:] Негативное отношение к некоторым элементам традиционного христианства. [Эксперт Касьянюк Т. Н.:] Информация, способная подорвать у читателя уважение к христианским, кроме Свидетелей Иеговы, религиям и их религиозным деятелям. Многие религии, проповедуя любовь, участвуют в войнах. [Эксперт Шипшин С. С.:] Резкой эмоциональной критике подвергается католичество, в ряде случаев негативно оцениваются Русская православная церковь, а также другие направления в христианстве»[253].

   (20) «Создало ли христианство себе доброе имя? На ум приходят войны, инквизиция, крестовые походы, религиозное лицемерие. Исконное христианство сильно отличалось от сегодняшнего христианства, известного своим духом вседозволенности (книга «Человечество в поисках Бога»[254]). [Эксперт Астапов С. Н.:] Книга содержит высказывания, формирующие негативные представления о других религиях. [Эксперт Касьянюк Т. Н.:] Христианство находится в упадке. Информация, способная подорвать у читателя уважение к христианской, кроме Свидетелей Иеговы, религии и её религиозным деятелям. [Эксперт Шипшин С. С.:] В наибольшей степени резкой эмоциональной критике подвергается католичество, в ряде случаев негативно оцениваются Русская православная церковь, а также другие направления в христианстве»[255]

   (21) «Пилат хочет освободить Иисуса. Но враги Иисуса настаивают, чтобы вместо него освободили другого заключённого — разбойника Варавву. Уже почти полдень. Пилат выводит Иисуса к толпе и говорит: „Смотрите! Вот ваш царь!“ Но священники кричат: „Долой его! Долой! Убей его!“ Тогда Пилат освобождает Варавву, а Иисуса уводят, чтобы убить» (книга «Моя книга библейских рассказов»[256]). [Эксперт Шипшин С. С.:] Священнослужители описываются как лицемерные, корыстные, жестокие, виновные в пролитии крови, лживые, распространяющие языческие представления и отправляющие неверные, языческие обряды»[257].

   (22) «Следует подчиняться всем человеческим законам, которые не противоречат законам Бога (брошюра «Свидетели Иеговы. Кто они? Во что они верят?»[258]). [Эксперт Касьянюк Т. Н.:] Высказывания, содержащие побуждение к отказу от исполнения государственных законов (и как следствие, установленных данными законами гражданских обязанностей). Прямое побуждение в форме директивы, т.е. обязательного исполнения при указанном условии»[259].

   (23) «Некоторые священники, обирающие свою паству тем, что выманивают заработанные тяжёлым трудом деньги, поступают далеко не по указанию Библии: „Даром получили, даром давайте“ (брошюра «Книга для всех»[260]). [Эксперт Касьянюк Т. Н.:] Информация, способная подорвать у читателя уважение к христианской, кроме Свидетелей Иеговы, религии. Христианские теологи исказили в своих учениях суть Библии. Духовенство обогащается за счёт прихожан»[261].

   (24) «Русская православная церковь, подобно Римско-католической, держала народ в неведении относительно Библии. […] Лев Толстой пришёл к подобному выводу: Я убедился, что учение [Русской православной] церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения (журнал «Пробудитесь!» от 22 февраля 2000 года[262]). [Эксперт Астапов С. Н.:] Журнал содержит высказывания, формирующие негативное отношение к Русской Православной Церкви. Одно из них является исторически ложным, другое — цитатой из Льва Толстого, противника Русского Православия. [Эксперт Касьянюк Т. Н.:] Подрыв уважения к Русской Православной церкви. [Эксперт Шипшин С. С.:] Среди приёмов, которые используются в книгах, можно выделить ссылки на авторитеты — Бога, Л. Н. Толстого, Б. Скиннера и других»[263].

   (25) «[Эксперт Астапов С. Н.:] Книга содержит указание признавать законно установленную власть: „Можно не соглашаться с действиями главы государства, но уважать его положение нужно всегда“. Они [студенты, — Прим. психолога] открыто принимают наркотики, злоупотребляют алкоголем, распущенность стала характерной чертой студенческой жизни, а вовсе не редким явлением [А когда было по-другому? — Прим. психолога]. Если это так и в вузах вашей страны, сможешь ли ты, живя в такой обстановке, сохранить моральную чистоту? (книга «Вопросы молодёжи. Практические советы»[264]). [Эксперт Шипшин С. С.:] В противовес миру, который, по мнению Свидетелей, враждебен им, в исследуемых книгах формируется образ „Мы“, соратников, „соверующих“, который характеризует приверженцев веры как братьев, проявляющих „нелицемерную“ любовь, чьи узы „крепче любых других уз, будь то социальных, религиозных или семейных“, честных и порядочных, праведных, миролюбивых и законопослушных, среди которых царит единство»[265].

   (26) «Некоторые религии учат тому, что после смерти плохие люди вечно мучаются в огне. Это учение позорит Бога […]. Те, кто стремится угождать Богу, не празднуют Рождество и другие праздники, которые имеют языческие корни и связаны с ложной религией» (книга «Чему на самом деле учит Библия?»[266]). [Эксперт Астапов С. Н.:] Книга имеет основной идеей утверждение, что именно Свидетели Иеговы являются людьми, жизнь которых не расходится с библейскими заповедями, а их религия считается истинной религией. Ряд высказываний демонстрирует негативное отношение Свидетелей Иеговы к разным элементам традиционного христианства. [Эксперт Касьянюк Т. Н.:] Из текста читатель извлечёт следующую негативную информацию: все религии, кроме религии Свидетелей Иеговы, неверно понимают Библию, их учение ложно и не соответствует библейским истинам; следовательно, они неправильно объясняют людям Божье слово и библейскую истину; священники и богословы таких религий обманывают людей, лгут им. [Эксперт Шипшин С. С.:] Традиционное христианство рассматривается как лжерелигия»[267].

   (27) «Сатана Дьявол, создал шедевр своего искусства обмана — отступническое христианство, вавилонскую религию, скрывающуюся под маской христианства. Как на предателе Иуде в I веке, на христианском мире лежит тяжёлая вина в пролитии крови, поскольку его представители сражались друг против друга в Первой и Второй мировых войнах (книга «Откровение: его грандиозный апогей близок!»[268]). [Эксперт Касьянюк Т. Н.:] Информация, способная подорвать у читателя уважение к христианской религии, вызвать к ней недоброжелательное чувство. Христианские религии бездуховны и попустительствуют аморальному, безнравственному образу жизни. [Эксперт Шипшин С. С.:] Резкой эмоциональной критике подвергается католичество, в ряде случаев негативно оцениваются Русская православная церковь, а также другие направления в христианстве. [Эксперт Астапов С. Н.:] Используются исторические факты, компрометирующие католическую церковь»[269].

   (28) «Есть ли у нас ещё страх перед людьми? Если да, то не исключено, что мы поддадимся давлению родственников или соседей и станем участниками обрядов, которые берут начало в ложной религии. […] Когда законы, установленные людьми, противоречат законам Иеговы, служители Бога должны подчиняться его законам (книга «Поклоняйтесь единственному истинному Богу»[270]). [Эксперт Астапов С. Н.:] Книга содержит высказывания, отражающие сегрегацию Свидетелей Иеговы от остального общества. [Эксперт Касьянюк Т. Н.:] Высказывания, содержащие побуждение к отказу от исполнения государственных законов (и как следствие, установленных данными законами гражданских обязанностей). [Эксперт Шипшин С. С.:] В исследуемых книгах традиционное христианство рассматривается как лжерелигия, не имеющее не только реальной ценности, но и представляющее собой опасность»[271].

   (29) «Духовенство христианского мира переняло языческие учения и обычаи. По его вине приблизиться к Богу стало практически невозможно: Бога представили как непостижимую Троицу, а людей учили исповедоваться священникам и молиться не Иегове, а деве Марии и всевозможным святым (книга «Приближайся к Иегове»[272]). [Эксперт Касьянюк Т. Н.:] Информация, способная подорвать у читателя уважение к христианской, кроме Свидетелей Иеговы, религии. Мировые религии извратили суть поклонения Богу, христианское духовенство приняло языческие догматы. [Эксперт Шипшин С. С.:] Священнослужители описываются как … распространяющие языческие представления и отправляющие неверные, языческие обряды»[273].

   (30) «Но почему большинство тех, кто называет Иисуса своим Господом, не исполняет волю его Отца? […] В случае военных действий мы готовы скорее пойти в тюрьму или принять смерть, чем поднять оружие на соверующих или других людей (книга «Приходи и следуй за мной»[274]). [Эксперт Астапов С. Н.:] Книга на с. 11 содержит высказывание, демонстрирующее негативное отношение к традиционному христианству. На с. 178 демонстрируется пацифизм как безусловная гражданская позиция Свидетелей Иеговы. [Эксперт Касьянюк Т. Н.:] „Христианский мир“ извратил учение Иисуса, предлагает верующим лжеучение. [Эксперт Шипшин С. С.:] Жизнь Свидетелей достаточно строго регламентируется. Это касается … отношения к государству и законам (соблюдать нейтралитет, не поклоняться патриотическим символам, не служить в армии, не участвовать в политической деятельности, соблюдать только те законы, которые не противоречат законам Бога)»[275].

   (31) «Ещё одной причиной признания эволюции является несостоятельность традиционных церквей как в учениях, так и в поступках, а также их неспособность правильно преподнести библейское сообщение о сотворении. Осведомлённым лицам хорошо известны лицемерие, гнёт и инквизиция, которыми отличается история религии. Они обратили внимание на то, что духовенство поддерживало жестоких диктаторов. Они знают, что люди одной и той же религии миллионами убивали друг друга в войнах, причём духовенство поддерживало каждую сторону (книга «Жизнь — как она возникла? Путём эволюции или путём сотворения?»[276]). [Эксперт Касьянюк Т. Н.:] Информация, способная подорвать у читателя уважение к христианской, кроме Свидетелей Иеговы, религии и её религиозным деятелям»[277].

   (32) «Гитлер вошёл „в соглашение с отступниками от святого завета“. Кто были эти отступники? Очевидно, руководители христианского мира, которые утверждали, что находятся в завете с Богом, но перестали быть учениками Иисуса Христа. Например, он [Гитлер] заключил конкордат с папой римским. […] После войны главы церквей старались сохранить эту дружбу, хотя держава проводила политику атеизма (книга «Внимайте пророчеству Даниила»[278]). [Эксперт Астапов С. Н.:] Книга на с. 272 содержит высказывание, которое является негативной оценкой деятельности Русской Православной Церкви … Несмотря на то, что в тексте нет упоминания РПЦ, фотография православных епископов, размещённая на соседней странице, приводит к мысли о РПЦ. Впрочем, на фотографии изображены сербские епископы, то ли по незнанию, то ли по связи с событиями на Балканах. [Эксперт Касьянюк Т. Н.:] Высказывания, которые с точки зрения современного носителя русского языка можно истолковать как приписывание всем представителям христианского духовенства негативных действий. [Эксперт Шипшин С. С.:] Государство, власть, политические организации связываются с именем Сатаны, „зверя“, а потому их ждёт „полный разгром“»[279].

   (33) «Учение о Троице служит также и интересам духовенства, которое стремится удержать власть над людьми, стараясь представить это учение так, будто разобраться в нём могут только богословы (брошюра «Следует ли верить в Троицу?»[280]). [Эксперт Касьянюк Т. Н.:] Информация, способная подорвать у читателя уважение к христианской, кроме Свидетелей Иеговы, религии. Учение о „Троице“ ложно и служит интересам духовенства. [Эксперт Шипшин С. С.:] Священнослужители описываются как лицемерные, корыстные … лживые, распространяющие языческие представления и отправляющие неверные, языческие обряды»[281].

   (34) «Ложная религия — это религия, которая не учит библейской истине. […] Сегодня многие люди думают, что поклоняются Богу, но на самом деле служат Сатане и его демонам. […] Как гнилое дерево приносит плохие плоды, так и ложная религия воспитывает людей, которые делают зло (брошюра «Ты можешь быть другом Бога!»[282]). [Эксперт Астапов С. Н.:] Брошюра содержит высказывания, формирующие негативное отношение к некоторым элементам традиционных религий. [Эксперт Касьянюк Т. Н.:] Информация, способная подорвать у читателя уважение к христианской, кроме Свидетелей Иеговы, религии. [Эксперт Шипшин С. С.:] По мнению авторов, „лжерелигия“ возникла под влиянием Сатаны и управляется им»[283].

   (35) «Сейчас самое время выйти из ложной религии! (буклет «Конец ложной религии близок!»[284]). [Эксперт Касьянюк Т. Н.:] Высказывания, содержащие побуждение выйти из других христианских религий [ложных религий] и присоединиться к религии Свидетелей Иеговы. Прямой призыв-совет»[285].

   (36) «А поскольку Библия говорит, что воздерживаться от принятия крови так же важно, как и избегать блуда, навязывание крови христианину было бы равнозначно половым посягательствам, или изнасилованию (Деяния 15:28,29) (брошюра «Как кровь может спасти твою жизнь?»[286]). [Эксперт Астапов С. Н.:] Брошюра содержит заявления о категорическом запрете для Свидетелей Иеговы на переливание крови или её компонентов. [Эксперт Касьянюк Т. Н.:] Высказывания, содержащие побуждение к отказу по религиозным мотивам от медицинской помощи в виде переливания крови. [Эксперт Шипшин С. С.:] Запрет на употребление крови в любом из возможных видов, в том числе при оказании медицинской помощи в виде переливаний крови или иных производных от неё жидкостей»[287].

   (37) «Человеческие правительства потерпели полную неудачу, что вызывало неописуемые беды. […] Антисемитизм в христианском мире достиг наивысшей точки в Катастрофе в период нацизма. … Неоспоримо, что христиане, как католики, так и протестанты, были из тех, кто участвовал в убийстве или извинял его. Эли Визель обобщает точку зрения евреев: Чем объяснить, что ни Гитлер, ни Гиммлер не были когда-либо отлучены от церкви? Что папа Пий XII не считал когда-либо нужным или даже обязательным осудить Освенцим и Треблинку? (брошюра «Будет ли когда-нибудь мир без войны?»[288]). [Эксперт Касьянюк Т. Н.:] „Христианский мир“ скомпрометировал себя в глазах Бога и людей участием в войнах, убийствах, стяжательством. [Эксперт Шипшин С. С.:] Все формы правления, правительства, политические организации рассматриваются как порождение „Сатаны Дьявола“. […] Отсюда — неучастие в любых мероприятиях патриотической направленности, игнорирование флага, гимна, другой государственной символики, пацифизм»[289].

   (38) «Поэтому-то все любящие Бога призываются покинуть ложную религию безотлагательно (Откровение 18:4) (брошюра «Правительство, которое принесёт рай»[290]). [Эксперт Касьянюк Т. Н.:] Высказывания, содержащие побуждение выйти из других христианских религий (ложных религии) и присоединиться к религии Свидетелей Иеговы. [Эксперт Астапов С. Н.:] Брошюра содержит тезис о гражданской позиции Свидетелей Иеговы: „… хотя Свидетели Иеговы платят налоги и повинуются государственным законам, они не вмешиваются в политику“»[291].

   (39) «Многие религии учат, что у каждого человека есть душа, которая после смерти физического тела переходит в духовный мир. Они учат, что, хотя тело умирает, душа продолжает жить. Более того, они утверждают, что душа не может умереть, потому что она бессмертна. Но Слово Бога учит совершенно иному (брошюра «Духи мёртвых. Могут ли они помочь или навредить тебе? На самом ли деле они существуют?»[292]). [Эксперт Астапов С. Н.:] Брошюра контекстуально формирует негативное отношение к религиям, исповедующим бессмертие души. [Эксперт Шипшин С. С.:] „Другие“, равно как и мир, в представлении Свидетелей, противостоят им, несут опасность»[293].

   (40) «Некоторые поклоняются идолам. Бог говорит, что ты не должен пользоваться в поклонении идолами или изображениями (Исход 20:4,5; Исаия 44:9–17; 1 Иоанна 5:21) (брошюра «Радуйся жизни на земле вечно!»[294], иллюстрация № 27).[Эксперт Астапов С. Н.:] Брошюра способствует формированию негативного отношения к конкретной христианской конфессии — католицизму в соотнесении текста и рисунка (женщины, молящейся перед скульптурой Девы Марии)»[295].

   (41) «Таким образом, учения и дела религий христианского мира показывают, что их заявление о том, что они верят Библии и являются богобоязненными христианами, — ложь. Они предали Бога и Библию. Их поступки возмущают миллионы людей, которые по этой причине отворачиваются от веры во Всевышнего (брошюра «В чем смысл жизни? Как же его найти?»[296]).[Эксперт Астапов С. Н.:] Брошюра содержит ряд высказываний, содержащих негативную оценку традиционного христианства. [Эксперт Касьянюк Т. Н.:] Информация, способная подорвать (у читателя) уважение к христианской, кроме Свидетелей Иеговы, религии. Духовенство христианского мира вмешивается в политику государств, поддерживает войны. [Эксперт Шипшин С. С.:] Традиционное христианство рассматривается как лжерелигия»[297].

   (42) «Помни: Иегова требует, чтобы мы воздерживались от крови. Это значит, что мы не должны ни под каким видом принимать в своё тело кровь других людей и даже ту, что взята от нас и где-то хранилась (Деяния 21:25). Поэтому истинные христиане отказываются от переливания крови. Они согласны на другие виды лечения, например на переливание бескровных препаратов (брошюра «Что от нас требует Бог?»[298]). [Эксперт Астапов С. Н.:] Брошюра содержит категорический запрет для Свидетелей Иеговы на переливание крови. [Эксперт Касьянюк Т. Н.:] Высказывания, содержащие побуждение к отказу по религиозным мотивам от медицинской помощи в виде переливания крови»[299].

   (43) «Спустя примерно четыреста лет после смерти Христа отступническое христианство стало официальной религией Римской империи. […] Как сегодня должны вести себя истинные последователи Христа? Так же, как и Иисус. Они должны верно исполнять законы своей страны, но сохранять нейтралитет в политических вопросах (Иоанна 12:47,48) (журнал «Пробудитесь!» за январь 2007 года[300]). [Эксперт Астапов С. Н.:] Журнал содержит высказывания, указывающие на исключительность Свидетелей Иеговы и негативную оценку других христианских деноминаций. [Эксперт Касьянюк Т. Н.:] Современное христианство не уважает Библию и её принципы. [Эксперт Шипшин С. С.:] Традиционное христианство рассматривается как лжерелигия»[301].

   (44) «Директор Службы призвания при Французской католической церкви сказал: „Люди сегодня относятся к религии, как к покупкам в супермаркете. Если они с чем-то не согласны или им что-то не нравится, они идут в другое место“ (журнал «Пробудитесь!» за февраль 2007 года[302]). [Эксперт Астапов С. Н.:] Журнал содержит иллюстрацию, выражающую неприязненное отношение к символам христианства, иудаизма, буддизма, — культовые предметы-символы указанных религий в корзине супермаркета. Эффект иллюстрации усиливается заголовком „Религии как супермаркет“. Как видно, то, что христианство претерпело изменения в первые несколько столетий после смерти Иисуса, было не социальным явлением, а последствием вмешательства Сатаны.[Эксперт Шипшин С. С.:] По мнению авторов, „лжерелигия“ возникла под влиянием Сатаны и управляется им»[303].

   (45) «Мы не можем обратиться за нравственным руководством к церквям этого мира. Вместо того чтобы отстаивать принципы праведности по примеру Христа и его первых последователей, церкви стали частью этого порочного мира (журнал «Пробудитесь!» за апрель 2007 года[304]). [Эксперт Шипшин С. С.:] Традиционное христианство рассматривается как лжерелигия, не имеющее не только реальной ценности, но и представляющее собой опасность»[305].

   (46) «К сожалению, из-за неверия и лицемерия духовенства многие люди разочаровались в религии как таковой (журнал «Сторожевая Башня» от 15 октября 1998 года[306]). [Эксперт Касьянюк Т. Н.:] Утверждение о разочаровании людей в религии в контексте процессов, происходящих в Англиканской церкви»[307].

   (47) «Со временем становилось очевидным, что под вывеской Рождества Христова скрывается языческая суть: кутежи, попойки, всевозможные увеселения, танцы, обмен подарками, украшение домов вечнозелёными растениями (журнал «Сторожевая башня» от 15 декабря 1999 года[308]). [Эксперт Астапов С. Н.:] Журнал содержит высказывание, выражающее негативную оценку христианского праздника Рождества. [Эксперт Касьянюк Т. Н.:] Информация, способная подорвать (у читателя) уважение к христианской, кроме Свидетелей Иеговы, религии. Христианский религиозный праздник Рождество имеет языческую сущность и отвлекает внимание людей от истинной сути поклонения Богу. [Эксперт Шипшин С. С.:] Священнослужители описываются как … распространяющие языческие представления и отправляющие неверные, языческие обряды»[309].

   (48) «Ведущее положение в Вавилоне великом занимает сегодня христианский мир. Его духовенство больше всех противится тому, чтобы народ Иеговы проповедовал весть о Царстве (Матфея 24:14). Но, как и древний Вавилон, Вавилон великий скоро будет уничтожен и уже никогда не возродится снова (журнал «Сторожевая башня» от 1 марта 2001 года[310]). [Эксперт Касьянюк Т. Н.:] Информация, способная подорвать у читателя уважение к христианской, кроме Свидетелей Иеговы, религии. Религиозные руководители христианского мира служат „земным богам“ вместо истинного поклонения единственному Богу, нарушают нравственные нормы и оправдывают эти нарушения. [Эксперт Шипшин С. С.:] Используются негативные эмоциональные эпитеты, ярлыки типа „Вавилонской блудницы“»[311].

54   (49) «Священники представляют Бога в ложном свете, когда утверждают, что страдания и несчастья происходят по его воле (журнал «Сторожевая башня» от 15 января 2007 года[312]). [Эксперт Шипшин С. С.:] Священнослужители описываются как … лживые, распространяющие языческие представления и отправляющие неверные, языческие обряды»[313].

   (50) «Церкви, ложно называющие себя христианскими, разделились на многочисленные течения (журнал «Сторожевая башня» от 1 марта 2007 года[314]). [Эксперт Касьянюк Т. Н.:] Негативная оценка Церкви»[315].

   (51) «В Италии, Испании и Португалии при фашистско-католической диктатуре преследования длились ещё дольше. Свидетели десятилетиями терпели гонения в Советском Союзе и других социалистических странах (журнал «Сторожевая башня» от 15 марта 2007 года[316]). [Эксперт Касьянюк Т. Н.:] Высказывания уничижительного характера по отношению к лицам христианской, кроме Свидетелей Иеговы, религии. Оценочное суждение. [Эксперт Шипшин С. С.:] Все формы правления, правительства, политические организации рассматриваются как порождение „Сатаны Дьявола“»[317].

   (52) «Церкви христианского мира, которые веками распространяли бесчестящие Бога учения и оказались замешаны в кровопролитиях Первой мировой войны, были отвергнуты (журнал «Сторожевая башня» от 1 апреля 2007 года[318]). [Эксперт Касьянюк Т. Н.:] Церкви христианского мира исповедуют ложные учения, участвуют в кровопролитных войнах»[319].


 Приведённые выше суждения экспертов, разумеется, даны фрагментарно, однако, по нашему мнению, позволяют судить и о степени их научности (а она в данном случае неоднородна), и об адекватности судов, посчитавших эти суждения достаточным основанием для включения изданий в Список. Между тем подобной обвинительной логике следуют не все эксперты. Более того, разные эксперты подчас приходят к диаметрально противоположным выводам. Вот пример.

 Судебное разбирательство по поводу книги «Человечество в поисках Бога» (см. выше п. 20), ныне внесённой в Список экстремистских материалов, началось почти одновременно в двух разных судах: в Ростовском областном суде (в конечном счёте признавшем её экстремистской) и в Самарском областном суде (в связи с этим прекратившем дело). Независимо друг от друга суды назначили две разные экспертизы: в г. Ростове-на-Дону (эксперты Астапов С. Н., Касьянюк Т. Н. и Шипшин С. С.) и в Москве (эксперты Гордиенко Н. С., Кукушкина О. В., Секераж Т. Н., Смирнов А. А.). И в то время как Ростовский областной суд выносил решение об экстремистском характере книги — наряду с ещё тридцатью тремя (!) публикациями на основании сравнительно поверхностного анализа, проведённого ростовскими экспертами, — вторая, московская группа экспертов из Государственного учреждения Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России, проведя 31-страничное исследование всего лишь одной публикации, пришла к иному выводу: «На основании проведённого комплексного исследования комиссия экспертов приходит к заключению, что в представленном на исследование тексте книги Человечество в поисках Бога нет признаков разжигания розни, возбуждения ненависти и вражды, унижения достоинства человека или группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе. В книге негативные оценки по отношению к другим религиям присутствуют только в контексте приемлемого теологического спора об истинности-ложности религии»[320]

 С учётом того, что факт внесения богослужебной и миссионерской литературы Свидетелей Иеговы в список экстремистских материалов повлёк за собой возбуждение ряда уголовных дел против отдельных верующих, можно с уверенностью говорить о болезненном положении дел в России в сфере признания печатных материалов экстремистскими.

Сноски

215. Ежегодник Свидетелей Иеговы 2011. Общество Сторожевой Башни. С. 40–47.
216. Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 01.10.2009 эта публикация включена в Список экстремистских материалов.
217. Заключение судебно-экспертной комиссии по результатам судебной комплексной психолого-лингвистической религиоведческой экспертизы. Кемерово, 2009. С. 43.
218. Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 01.10.2009 эта публикация включена в Список экстремистских материалов.
219. Заключение судебно-экспертной комиссии, Кемерово. С. 42.
220. Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 01.10.2009 эта публикация включена в Список экстремистских материалов.
221. Заключение судебно-экспертной комиссии, Кемерово. С. 41.
222. Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 01.10.2009 эта публикация включена в Список экстремистских материалов.
223. Заключение судебно-экспертной комиссии, Кемерово. С. 31.
224. Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 01.10.2009 эта публикация включена в Список экстремистских материалов.
225. Заключение судебно-экспертной комиссии, Кемерово. С. 30.
226. Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 01.10.2009 эта публикация включена в Список экстремистских материалов.
227. Заключение судебно-экспертной комиссии, Кемерово. С. 39.
228. Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 01.10.2009 эта публикация включена в Список экстремистских материалов.
229. Заключение судебно-экспертной комиссии, Кемерово. С. 41.
230. Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 01.10.2009 эта публикация включена в Список экстремистских материалов.
231. Заключение судебно-экспертной комиссии, Кемерово. С. 38.
232. Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 01.10.2009 эта публикация включена в Список экстремистских материалов.
233. Заключение судебно-экспертной комиссии, Кемерово. С. 29.
234. Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 01.10.2009 эта публикация включена в Список экстремистских материалов.
235. Заключение судебно-экспертной комиссии, Кемерово. С. 28.
236. Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 01.10.2009 эта публикация включена в Список экстремистских материалов.
237. Заключение судебно-экспертной комиссии, Кемерово. С. 37.
238. Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 01.10.2009 эта публикация включена в Список экстремистских материалов.
239. Заключение судебно-экспертной комиссии, Кемерово. С. 51.
240. Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 01.10.2009 эта публикация включена в Список экстремистских материалов.
241. Заключение судебно-экспертной комиссии, Кемерово. С. 36.
242. Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 01.10.2009 эта публикация включена в Список экстремистских материалов.
243. Заключение судебно-экспертной комиссии, Кемерово. С. 26.
244. Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 01.10.2009 эта публикация включена в Список экстремистских материалов.
245. Заключение судебно-экспертной комиссии, Кемерово. С. 34.
246. Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 01.10.2009 эта публикация включена в Список экстремистских материалов.
247. Заключение судебно-экспертной комиссии, Кемерово. С. 32.
248. Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 01.10.2009 эта публикация включена в Список экстремистских материалов.
249. Заключение судебно-экспертной комиссии, Кемерово. С. 27.
250. Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 01.10.2009 эта публикация включена в Список экстремистских материалов.
251. Заключение судебно-экспертной комиссии, Кемерово. С. 19.
252. Решением Ростовского областного суда от 11.09.2009 и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 данная публикация включена в Список экстремистских материалов.
253. Заключение экспертов по комиссионной комплексной судебной экспертизе. Ростов-на-Дону. 2009. С. 13,51,81,82.
254. Решением Ростовского областного суда от 11.09.2009 и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 данная публикация включена в Список экстремистских материалов.
255. Заключение экспертов, Ростов-на-Дону. С. 15,60,81.
256. Эксперты Астапов С. Н., Касьянюк Т. Н. эту публикацию не упоминают. Решением Ростовского областного суда от 11.09.2009 и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 включена в Список экстремистских материалов.
257. Заключение экспертов, Ростов-на-Дону. С. 81.
258. Эксперты Астапов С. Н., Шипшин С. С. эту публикацию не упоминают. Решением Ростовского областного суда от 11.09.2009 и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 включена в Список экстремистских материалов.
259. Заключение экспертов, Ростов-на-Дону. С. 72,73.
260. Эксперты Астапов С. Н., Шипшин С. С. эту публикацию не упоминают. Решением Ростовского областного суда от 11.09.2009 и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 включена в Список экстремистских материалов.
261. Заключение экспертов, Ростов-на-Дону. С. 66,68.
262. Решением Ростовского областного суда от 11.09.2009 и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 данная публикация включена в Список экстремистских материалов.
263. Заключение экспертов, Ростов-на-Дону. С. 19,69,125.
264. Эксперт Касьянюк Т. Н. эту публикацию не упоминает. Решением Ростовского областного суда от 11.09.2009 и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 включена в Список экстремистских материалов.
265. Заключение экспертов, Ростов-на-Дону. С. 15,101.
266. Решением Ростовского областного суда от 11.09.2009 и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 данная публикация включена в Список экстремистских материалов.
267. Заключение экспертов, Ростов-на-Дону. С. 12,40,81,82.
268. Решением Ростовского областного суда от 11.09.2009 и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 данная публикация включена в Список экстремистских материалов.
269. Заключение экспертов, Ростов-на-Дону. С. 13,52,81,83.
270. Решением Ростовского областного суда от 11.09.2009 и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 данная публикация включена в Список экстремистских материалов.
271. Заключение экспертов, Ростов-на-Дону. С. 15,59,81.
272. Эксперт Астапов С. Н. эту публикацию не упоминает. Решением Ростовского областного суда от 11.09.2009 и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 включена в Список экстремистских материалов.
273. Заключение экспертов, Ростов-на-Дону. С. 63,81.
274. Решением Ростовского областного суда от 11.09.2009 и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 данная публикация включена в Список экстремистских материалов.
275. Заключение экспертов, Ростов-на-Дону. С. 16,63,103.
276. Эксперты Астапов С. Н., Шипшин С. С. эту публикацию не упоминают. Решением Ростовского областного суда от 11.09.2009 и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 включена в Список экстремистских материалов.
277. Заключение экспертов, Ростов-на-Дону. С. 64.
278. Решением Ростовского областного суда от 11.09.2009 и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 данная публикация включена в Список экстремистских материалов.
279. Заключение экспертов, Ростов-на-Дону. С. 16,65,89.
280. Эксперт Астапов С. Н. эту публикацию не упоминает. Решением Ростовского областного суда от 11.09.2009 и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 включена в Список экстремистских материалов.
281. Заключение экспертов, Ростов-на-Дону. С. 66,86.
282. Решением Ростовского областного суда от 11.09.2009 и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 данная публикация включена в Список экстремистских материалов.
283. Заключение экспертов, Ростов-на-Дону. С. 16,66,81.
284. Эксперты Астапов С. Н., Шипшин С. С. эту публикацию не упоминают. Решением Ростовского областного суда от 11.09.2009 и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 включена в Список экстремистских материалов.
285. Заключение экспертов, Ростов-на-Дону. С. 74.
286. Решением Ростовского областного суда от 11.09.2009 и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 данная публикация включена в Список экстремистских материалов.
287. Заключение экспертов, Ростов-на-Дону. С. 16,73,98.
288. Эксперт Астапов С. Н. эту публикацию не упоминает. Решением Ростовского областного суда от 11.09.2009 и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 включена в Список экстремистских материалов.
289. Заключение экспертов, Ростов-на-Дону. С. 67,89.
290. Эксперт Шипшин С. С. эту публикацию не упоминает. Решением Ростовского областного суда от 11.09.2009 и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 включена в Список экстремистских материалов.
291. Заключение экспертов, Ростов-на-Дону. С. 17,74.
292. Эксперт Касьянюк Т. Н. эту публикацию не упоминает. Решением Ростовского областного суда от 11.09.2009 и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 включена в Список экстремистских материалов.
293. Заключение экспертов, Ростов-на-Дону. С. 18,117.
294. Эксперты Касьянюк Т. Н., Шипшин С. С. эту публикацию не упоминают. Решением Ростовского областного суда от 11.09.2009 и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 включена в Список экстремистских материалов.
295. Заключение экспертов, Ростов-на-Дону. С. 18.
296. Решением Ростовского областного суда от 11.09.2009 и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 данная публикация включена в Список экстремистских материалов.
297. Заключение экспертов, Ростов-на-Дону. С. 18,69,82.
298. Эксперт Шипшин С. С. эту публикацию не упоминает. Решением Ростовского областного суда от 11.09.2009 и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 включена в Список экстремистских материалов.
299. Заключение экспертов, Ростов-на-Дону. С. 19,73.
300. Решением Ростовского областного суда от 11.09.2009 и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 данная публикация включена в Список экстремистских материалов.
301. Заключение экспертов, Ростов-на-Дону. С. 19,70,81.
302. Эксперт Касьянюк Т. Н. эту публикацию не упоминает. Решением Ростовского областного суда от 11.09.2009 и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 включена в Список экстремистских материалов.
303. Заключение экспертов, Ростов-на-Дону. С. 19,7,81.
304. Эксперты Астапов С. Н., Касьянюк Т. Н. эту публикацию не упоминают. Решением Ростовского областного суда от 11.09.2009 и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 включена в Список экстремистских материалов.
305. Заключение экспертов, Ростов-на-Дону. С. 88.
306. Эксперты Астапов С. Н., Шипшин С. С. эту публикацию не упоминают. Решением Ростовского областного суда от 11.09.2009 и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 включена в Список экстремистских материалов.
307. Заключение экспертов, Ростов-на-Дону. С. 70.
308. Решением Ростовского областного суда от 11.09.2009 и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 данная публикация включена в Список экстремистских материалов.
309. Заключение экспертов, Ростов-на-Дону. С. 19,70,81.
310. Эксперт Астапов С. Н. эту публикацию не упоминает. Решением Ростовского областного суда от 11.09.2009 и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 включена в Список экстремистских материалов.
311. Заключение экспертов, Ростов-на-Дону. С. 70,81.
312. Эксперты Астапов С. Н., Касьянюк Т. Н. эту публикацию не упоминают. Решением Ростовского областного суда от 11.09.2009 и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 включена в Список экстремистских материалов.
313. Заключение экспертов, Ростов-на-Дону. С. 89.
314. Эксперты Астапов С. Н., Шипшин С. С. эту публикацию не упоминают. Решением Ростовского областного суда от 11.09.2009 и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 включена в Список экстремистских материалов.
315. Заключение экспертов, Ростов-на-Дону. С. 71.
316. Эксперт Астапов С. Н. эту публикацию не упоминает. Решением Ростовского областного суда от 11.09.2009 и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 включена в Список экстремистских материалов.
317. Заключение экспертов, Ростов-на-Дону. С. 74,89.
318. Эксперты Астапов С. Н., Шипшин С. С. эту публикацию не упоминают. Решением Ростовского областного суда от 11.09.2009 и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 включена в Список экстремистских материалов.
319. Заключение экспертов, Ростов-на-Дону. С. 71.
320. Комплексная судебная психолого-лингвистическая и религиоведческая экспертиза по гражданскому делу по иску прокурора Самарской области Плетнёва М. Н. о ликвидации Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы г. Самары, признании книги «Человечество в поисках Бога» экстремистской литературой. Москва. ГУ РФЦСЭ. 2010.

Комментариев нет:

Отправить комментарий