среда, 4 марта 2015 г.

Социально-психологическая характеристика конфессии Свидетелей Иеговы. Щеткин Ю. Ю.

 Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2010. № 2, Гуманитарные науки. С. 417–426.

 Щеткин Юрий Юрьевич — кандидат биологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии ГОУВПО «ТГПИ».
 Цель данной статьи связана с одной из генеральных задач социальной психологии, которая, по формулировке А. Н. Сухова, звучит как «выработка социально-психологического взгляда на природу государства, политики, экономики и общества на основе объективного анализа социальных институтов и общностей, их реального значения для личности[15, 22]. Объектом наших исследований выбрана данная конфессия не только потому, что автору представилась возможность собрать богатый фактический материал с 2003 по 2009 в собраниях Свидетелей Иеговы г. Таганрога (Ростовская область), Теберды (Карачаево-Черкесская республика), Сочи (Краснодарский край), но главным образом в связи с тем, что житейские представления о ней противоречивы, часто далеки от реальности и являются источником существенной социальной напряжённости. В научной же литературе очень мало сведений об этой религиозной общности, которая является реальным социальным институтом в российском обществе с невыясненным до сих пор статусом, структурой и значением для государства. Проведённый нами опрос показал, что большинство видит в Свидетелях Иеговы религиозную секту (однако, граждане почти во всех случаях произвольно толковали понятие «секта»), некоторые — высоконравственную гуманистическую религиозную общность. Одни представляют их экстремистами, другие — пацифистами, есть мнение о том, что они — язычники, есть иное — они христиане. Одни видят в них опасных революционеров, другие — народ будущей цивилизации. Противоречивость общественного мнения нашло отражение в многочисленных судебных процессах, периодически возбуждаемых прокуратурами и прокатившихся по Российской Федерации в течение последнего десятилетия. В одних областях организация Свидетелей Иеговы объявлялась экстремистской (например, в Москве и Таганроге), в других областях суды оправдывали её (Санкт-Петербург и др.). Аналогичные по своей противоречивости судебные процессы проходили ранее в США и других странах. Однако, несмотря на негативное в большинстве общественное мнение и государственные запреты различного характера, конфессия привлекает людей, растёт в числе, охватывает всё большее количество стран и народов. В настоящее время число Свидетелей Иеговы в мире насчитывает около 7 миллионов человек, а религия распространилась более чем в двухстах государствах[4, 31]. Всё это показывает, что тема этой статьи весьма актуальна. Задачами наших исследований стали следующие: описание мировоззрения, ценностей, нравственных норм, жизненных целей и смысла жизни, картин мира и образов, вытекающих из всего этого отношений «Мы» и «Они», к обществу, государству, другим людям, национальностям, расам, народам и религиям. Методами наших исследований были наблюдение, беседа, анализ религиозной литературы, анкетирование.


 Разграничивая понятия, мы придерживаемся мнения А. Н. Сухова о том, что общность — это совокупность людей, которая характеризуется общими для данной группы условиями жизнедеятельности, принадлежностью к исторически сложившимся территориальным, культурным, религиозным, профессиональным образованиям, к тем или иным социальным организациям или структурам. Понятие «общность» используется для обозначения сходства, единства элементов, составляющих целое[15, 123]. Свидетели Иеговы в рамках нашего государства вполне соответствуют понятию «общность». Но их, как и любую конфессию, нельзя называть ни организацией, ни общиной. В структуре конфессии выделяются две части: официальная (или неофициальная) организация, выполняющая функции руководства, планирования и реализации деятельности, координации с внутренними структурными элементами и внешними другими организациями, органами, социальными институтами и движениями, а также вторая часть, состоящая из групп соверующих (например, прихожане католической или православной церквей). Особенностью Свидетелей Иеговы является то, что вторая часть в структуре конфессии, аналогичная прихожанам других религий, объединена в высокоорганизованные дисциплинированные коллективы, сцементированные на основе единства целей, взглядов, мировоззрения, системы ценностей, нравственных норм, сформировавшихся в мораль конфессии, а также образа жизни, все члены которых без исключения являются священниками, непосредственно связанными с Богом и выполняющими Его задания. Коллективы Свидетелей Иеговы, связанные с первичными ячейками — собраниями, отличает высокая сплочённость, взаимопомощь, существенное взаимовоспитывающее влияние друг на друга, что вызывает некоторую ассоциацию с марксистскими кружками начала XX в. Понятие «религиозная община», на наш взгляд, неприемлемо ни к какой конфессии, поскольку признаками общины является кровное родство[15, 123].

 Особенностью религии Свидетелей Иеговы, отличающей её от всех других христианских религий, является обязательная научно-исследовательская и педагогическая деятельность. Первая связана с изучением Библии. Эта деятельность отразилась в предыдущем названии конфессии, именовавшей себя в XIX в. как «Исследователи Библии». Сама вера в понимании Свидетелей Иеговы, в отличие от легковерия, связанного с некритическим восприятием информации, должна основываться на фактах, очевидных истинах, логическом мышлении и на научных исследованиях из всех сфер науки. Такое понимание исходит из библейского определения веры: «Вера — это обоснованное ожидание того, на что надеются, очевидное доказательство существующего, хотя и невидимого»[3, 11:1]. Христианство Свидетелей Иеговы основывается на том принципе, что текст Библии неправомочно толковать произвольно. Любое толкование и разъяснение должны основываться на том, что в действительности хотел выразить автор текста. Поэтому главным методом анализа библейских текстов стал один из самых точных методов психологии — архивный метод. Иногда библиоведы-лингвисты конфессии Свидетелей Иеговы используют разновидность архивного метода — контент-анализ. Исходя из сказанного, наиболее правильно обозначить конфессию Свидетелей Иеговы не только как религиозную общность, но также как социальный институт научно-исследовательской и педагогической направленности. Социальный институт — это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, ценностей, норм, установок, регулирующих функционирование официальных организаций и социальных групп и образующих социальную систему[15, 126]. Социальный институт Свидетелей Иеговы функционально характеризуется высоким уровнем дисциплины, поощрением действий входящих в него лиц, соответствующих стандартам поведения на основе библейских нравственных норм и принципов, подавлением отклонений от требований этих стандартов, вплоть до исключения из конфессии и лишения общения при осуществлении социального контроля. Исходя из классификации А. Н. Сухова, социальный институт Свидетелей Иеговы можно отнести к регулятивному, т.е. устанавливающему допустимые рамки поведения и санкции, наказывающие за выход из этих рамок; интегративному, т.е. сопряжённому с ответственностью за обеспечение данной социальной общности как целого; по деятельности — к социально-педагогическому и исследовательскому, т.к. основной деятельностью является учение, обучение и исследовательская деятельность.

 Основу религиозного мировоззрения и духовности Свидетелей Иеговы составляют следующие учения: учение о Боге Иегове, учение о сыне Бога Иисусе Христе, учение о спорном вопросе, который связан с правом власти Бога и причиной всех страданий людей, учение о жизни, смерти и воскресении, учение о посвящении и крещении, связанное со смыслом жизни, учение о духовности и духовном образе жизни, учение о планах Бога, связанное с современным благовествованием о Новом мире (рае), учение о Царстве Бога (Его правительстве над планетой Земля и внеземной небесной организации), учение о сотворении миров, Земли, жизни и человека, учение о семье и браке и др. Все эти учения исходят из Библии, которая является единственным первоисточником и словом самого Бога Иеговы. Святые предания, начавшие возникать со второго века н.э. отвергаются как исходящие не от Бога, а от людей — епископов католической церкви, исказивших после смерти апостолов первоначальное христианское учение. Из-за ограниченных возможностей статьи мы не можем рассмотреть все эти учения. Однако, следует остановиться на отдельных взглядах и установках, которые играют ключевую роль в развитии отношений Свидетелей Иеговы с другими людьми, обществом, государством, другими конфессиями, а также в их деятельности и образе жизни.

 Учение о Боге: Бог — один. Имя Его — Иегова, что означает в переводе с древнееврейского «Дающий становиться», т.е. Осуществляющий все свои намерения. Он — Бог Отец, Творец обоих миров (материального и небесного или духовного) и всего во Вселенной. Он существовал вечно и будет пребывать в вечности. Он — личность со всеми присущими ей свойствами. Увидеть Бога невозможно, даже с помощью современных приборов, потому что Он находится в ином мире, называемом небесной сферой (небесами), которую, по всей видимости, можно объяснить с точки зрения современной физики, связав с другим измерением[6, 6:1][7, 15:3][12, 83:18]. Главные качества личности Иеговы Бога — любовь, мудрость, справедливость и всемогущество.

 Учение о Сыне Бога: Иисус Христос (в переводе с древнееврейского — Идущий от Иеговы Помазанник) до своего воплощения в человеческом теле находился в небесной сфере вместе с Богом и носил имя архангел Михаил. Он назван Сыном Бога за его единомыслие и близкие отношения с Творцом Иеговой. Но он не равен Богу Иегове, был первенцем творения за миллиарды лет до сотворения нашей Вселенной и другого вневселенского, более древнего, мира[8, 1:12–15]. По положению он второй после Бога в небесной организации, хотя под руководством Иеговы принимал участие в сотворении обоих миров. В этом учении мы сталкиваемся с относительностью понятия «бог». В Библии это понятие употребляется в двух смыслах: первый связан с вечным Творцом и властелином обоих миров (в этом смысле слово «Бог» пишется с большой буквы), второе значение применимо к любому исполнителю воли Иеговы по отношению к какому-либо человеку или народу (тогда слово «бог» пишется с маленькой буквы). Например, таким богом являлся патриарх Моисей по отношению к фараону в тот период, когда предупреждал его о «казнях» Египта. Ангелы, передававшие весть Иеговы, говорили от Его имени в первом лице и являлись в данный момент времени богом для тех, кому говорили. Также и Иисус Христос является в том же смысле богом для людей, но не всемогущим.

 Учение о спорном вопросе: особое значение Свидетели Иеговы уделяют так называемому спорному вопросу, который красной чертой проходит через всю Библию и который определил ход истории всего человечества. Спорный вопрос подразделяется на два пункта, поднятых противником Бога — Сатаной. Первый пункт — это вопрос о праве Бога на власть. Сатана оспорил это право в Эдемском саду, заявив что Бог — лжец, и что люди сами без помощи Иеговы могут руководить собой, творя свою историю, как боги, знающие добро и зло[1, 3:1–5]. Вопрос о власти возник из-за принципиально разных, диаметрально противоположных подходов к управлению человечеством. Сатана считал, что ничтожные люди, созданные из праха, изначально порочны и стоят несравнимо ниже совершенных ангелов. Бог, по его мнению, совершил ошибку, поставив людей наравне с ангелами и даже поручив ангелам служить людям. Раз Бог совершил такую ошибку, считал Сатана, Он не является совершенным правителем, и власть должна принадлежать более достойному, т.е. ему — Дьяволу. В подходе к управлению человечеством Сатана считал, что люди должны быть расходным материалом в системе вещей, легко заменяемыми винтиками и болтиками в машине человеческих государств и цивилизаций, они должны подвергаться беспощадной эксплуатации, взаимозаменяемости и уничтожению в интересах его ангелов. Каждое же достижение человека и человечества, по мнению Сатаны, должны быть оплачены в системе вещей, как в сфере услуг, когда потерей свободы, когда — безопасности, когда — здоровья, когда — жизни («кожа за кожу» — лозунг Сатаны).

 Бог Иегова, в отличие от Сатаны, понимает слово «господство» как проявление любящей, пусть даже незаслуженной людьми, доброты. Господствовать для Бога — это управлять во благо управляемым с целью развития в них любви, потому что любовь, развивающаяся и формирующаяся бесконечно, приносит Богу наивысшее наслаждение. Однако, первые люди поверили Сатане и, съев запретный плод, символически, сами не понимая того, заключили договор с Сатаной, встав на его сторону и под его управление. Лишившись во всём совершенства, они определили судьбу своих потомков — быть рабами гигантской невольничьей империи Сатаны, с её страданиями, несправедливостью, ошибками, бедствиями, войнами, болезнями и смертью.

 Второй пункт спорного вопроса — преданность Богу. Через несколько столетий после мятежа в Эдемском саду Сатана заявил Иегове, что все люди любят Бога не бескорыстно, а ради благ, которые Бог даёт им[6, 1:6–11, 2:1–5]. Чтобы разрешить спорный вопрос, поднятый мятежным ангелом перед цивилизациями ангелов и людей, Иегова Бог пошёл на суровый эксперимент. Праведник Иов, а после него тысячи других людей доказали, что служат Богу бескорыстно.

 Таким образом, эксперимент по второму пункту завершён, начиная со времён Иова, а по второму пункту близится к завершению. Человеческая цивилизация, начиная от Адама и Евы и кончая современностью, до сих пор под руководством Сатаны не создала ни одного стабильного, справедливого, бесконфликтного и счастливого общества. Итог эксперимента заключается в том, что без управления Бога человечество попадает под управление Сатаны, которое приведёт к краху. Свидетели Иеговы обращаются к многочисленным современным фактам из социологии, экологии, здравоохранения, истории и других наук, подтверждающим данное учение. Вот некоторые из них: население России с 1990 г. ежегодно сокращается на 774649 человек (антиалкогольная реклама по ТВ, каналу «Россия», программа «Вести», июль 2009); на нашей планете 2,7 миллиона человек ежегодно умирает от грязного воздуха; количество детей в детских домах РФ ежегодно увеличивается на 170000 человек (по данным статистического сборника «Дети отечества», 2008). Развитые страны также далеки от совершенного общества. Например, в самых развитых и благополучных странах, таких как Швеция и страны Бенилюкса, коэффициент жизнестойкости, определяемый по шестибалльной шкале из показателей средней продолжительности жизни, уровня детской смертности, распространённости генетических уродств, качества продуктов и др., соответствует лишь четырём баллам, а пятёрку не получила ни одна из стран[14, 200].

 Вопрос о праве Бога на власть ставит перед каждым верующим проблему выбора: либо признать власть Бога и поступать в соответствии с Его требованиями, либо признать власть обстоятельств и случая, власть сильных мира сего, власть денег и поступать в согласии с собственными желаниями, идущими вразрез с требованиями Иеговы, что означает — встать на сторону Сатаны. Признать власть Бога, означает не только веру в Его существование и исполнение молитв, но полное и безоговорочное послушание Иегове во всём, что изложено в Библии. Но послушание Богу должно проявляться не из-за панического ужаса перед Ним или из-за корыстных ожиданий награды в раю, а по причине чистой и великой любви. Понятие «страх Божий» в Библии означает боязнь огорчить Бога, сравнимую с боязнью любящего сына огорчить своего отца, когда неясно, как правильно поступить. Любовь к Богу должна проявляться не только в сильных эмоциональных состояниях, но прежде всего исходить из единомыслия с Ним во всём, с Его взглядами, принципами, целями, что находит отражение в образе жизни и деятельности.

 Образ жизни и деятельности Свидетеля Иеговы определяется системой ценностей, в которой доминируют духовные. Материальные ценности не игнорируются, но всегда стоят после духовных. Следует отметить, что понятие «духовный» для Свидетелей Иеговы имеет более узкий, религиозный смысл, чем в лексике русского языка. В системе на первом месте стоят отношения с Иеговой и Иисусом Христом, на втором с супругом (супругой), причём независимо от того, разделяет он веру или нет, на третьем — отношения с детьми, на четвёртом — с соверующими (духовными братьями и сёстрами), на пятом — со всеми остальными не разделяющими данную религию людьми, которые считаются также, как и соверующие, ближними. На шестом месте находятся отношения с животными и природой (требуется бережное и заботливое отношение). Таким образом, система указанных отношений составляет в системе ценностей высшую группу. Особое место занимает отношение к отступникам, к которым относятся исключённые из рядов Свидетелей Иеговы люди, совершившие аморальные проступки или отрёкшиеся от веры. С такими Свидетели Иеговы не имеют права ни общаться, ни здороваться, за исключением ближайших кровных родственников. Общение с исключёнными время от времени поддерживают старейшины собрания с целью привести человека к раскаянию. Если исключённый искренне раскается в совершённом проступке и не станет его повторять, то через определённое время, которое может длиться более года, после тщательного наблюдения и общения со стороны старейшин, их вопросительных молитв, обращённых к Иегове по поводу исключённого человека, он может быть восстановлен, и отношения с ним возобновляются, причём без воспоминаний о прошлом проступке. Следует подчеркнуть, что моральные нормы Свидетелей Иеговы основываются на Библии и могут существенно отличаться от общепринятых норм. Например, курение табака, участие в выборах, политических партиях и движениях, участие в праздниках, имеющих языческие связанные с идолопоклонством корни или же политические истоки, спортивная охота, участие в азартных играх и жестоких зрелищах (коррида, петушиные бои и т.п.), работа, связанная с насилием и ношением оружия, грязная речь с использованием мата, нецензурных выражений, пошлостей, участие в скандалах и сплетнях, клевета — всё это аморально и не совместимо с принадлежностью к Свидетелям Иеговы.

 Среди общечеловеческих ценностей, которые Свидетели Иеговы также относят к духовным, на первом месте стоит высокая нравственность народа Бога и нравственные качества личности, символически обозначаемые как «плод духа»: это любовь, радость, мир, долготерпение, доброта, добродетельность, вера, кротость, самообладание[2, 5:22]. Порядок, в котором расположены эти качества и психические состояния в библейском тексте, имеет определённое значение, по степени важности и очерёдности формирования в личности христианина. Но ни одно из них не должно быть упущено, и только все они в совокупности составляют плод духа Бога — основу обновлённой личности.

 Величайшая ценность — жизнь человека, в том числе собственная. Она стоит наряду с высокой нравственностью. Человекоубийство и равноценные ему аборты, также как самоубийство одинаково мерзки для Бога и Его последователей. Жизнь животных также свята, как и человеческая, занимая после неё второе место. Убить животное человек может только в двух случаях: когда оно угрожает жизни или здоровью человека, либо когда человек голодает и не имеет другой пищи. В этом правиле исключением является лов рыбы и, по-видимому, других способных быстро восстанавливать численность животных с относительно примитивной организацией нервной системы (например, насекомые). Ценя жизнь как величайший дар Бога, Свидетели Иеговы выполняют Его заповедь не употреблять кровь ни в каком виде как символ жизни. Хотя общественное мнение нередко обвиняет конфессию в якобы безнравственном отношении к жизни по причине отказа переливать кровь в экстренных случаях, следует обратить внимание на ряд реальных обстоятельств. Первое из них: Свидетели Иеговы не предлагают оставлять пострадавшего без медицинской помощи. Они требуют альтернативной помощи, такой как вливание физиологического раствора и других кровезаменителей, стимуляторов собственного кровеобразования. Во-вторых, чтобы понять Свидетелей Иеговы с моральной точки зрения, логично представить следующее: допустим, что бытующее до сих пор на некоторых островах Тихого океана мнение среди каннибалов о целебности человеческого мяса с помощью авторитетных средств массовой информации и отдельных медиков будет насаждаться на всей планете. Подобно тому как такое мнение является аморальным для большинства людей, мнение о спасающей роли переливаемой крови также аморально для последователей Библии. Что же касается самой якобы спасающей роли переливаемой крови, то как физиолог человека и животных могу констатировать, что это мнение давно вошло в противоречие с современной физиологией, гистологией и генетикой. Риск летального исхода и болезненность от этого метода настолько высоки по причине закона несовместимости чужеродных белков, а также полной незащищённости собираемой крови от заражения опасными инфекционными заболеваниями (гепатиты, СПИД и др.), что есть серьёзное основание задуматься над причинно-следственными связями библейских заповедей, каждая из которых была написана не из тщеславия или невежества, а на благо человеку.

 Следующее место после жизни занимает физическое здоровье. Свидетели Иеговы признают, что физическое и нравственное здоровье взаимосвязаны. В то же время, в отличие от других религий, считается, что душа — это не независимая от тела и остающаяся после смерти субстанция. Понятие «душа» в Библии означает «жизнь» и «живое существо». После смерти тела не остаётся ничего, ни энергетических сгустков, ни «призраков», ни перевоплощений в другие тела. Поэтому, как психика есть продукт работы мозга, так и здоровье зависит от состояния организма (тела). Человек создан для того, чтобы быть соратником Бога в Его замыслах. Значит, человек должен действовать как соратник, выполняя не просто волю Бога, а волю обоих. Воля Бога и собственная сливаются в единое целое. Чтобы выполнять эту волю активно, необходимо хорошее физическое здоровье. Радость и другие положительные эмоциональные состояния от участия в служении Иегове в свою очередь положительно влияют на физическое здоровье. Нанесение намеренного вреда своему здоровью и здоровью окружающих для Свидетеля Иеговы является серьёзным преступлением. Поэтому курящий не может быть членом конфессии. Здесь действует заповедь: «Давайте очистим себя от всего, что оскверняет плоть и дух…»[9, 7:1]. Помимо курения, организм оскверняют наркотики, переедание, немедицинское злоупотребление лекарствами, злоупотребление алкоголем, кофе, употребление недоброкачественных продуктов питания, а также нездоровый образ жизни, который может быть связан с хроническим недосыпанием, переутомлением, стрессами. Ценя своё здоровье, а также здоровье других, Свидетель Иеговы обязан проявлять предусмотрительность во всех случаях жизни и соблюдать правила безопасности. При этом нормы поведения определяются не только писанными правилами, но прежде всего христианской совестью. Например, если ограничение скорости транспорта в черте города соответствует 60 км в час, то в местах, где и эта скорость может представлять угрозу неожиданно выбежавшим на дорогу детям или животным, а других ограничительных знаков нет, водитель — Свидетель Иеговы обязан, руководствуясь своей совестью, снизить скорость до такого минимума, который обеспечит полную безопасность. Другой пример: Свидетель Иеговы, проживающий в местности с хорошей питьевой водопроводной водой, может пить её из крана. Однако, в другой местности, где вода фактически непригодна для питья из-за солей, стимулирующих мочекаменную или жёлчнокаменную болезнь, питьё такой воды даже в кипячёном состоянии (кипячение не устраняет вредные соли) является грехом перед Богом, т.к. вредит здоровью.

 После отношений с Богом, жизни и здоровья занимают также важные места такие ценности как мир и безопасность, гражданское здоровое общество, образование, наука, искусство. Ценность среднего образования заключается в его понимании как необходимого и обязательного условия для становления человеческой личности и социализации. Однако, при участии в общественной жизни для Свидетеля Иеговы обязательным правилом является расстановка приоритетов в системе ценностей. Например, дополнительное и высшее образование поощряется как ценность, позволяющая приобрести новые знания, умения и навыки, которые могут иметь значение для формирования личности в аспекте развития «плода духа», для улучшения материального благополучия семьи (при условии, если оно отвечает в первую очередь удовлетворению духовных, эмоциональных потребностей, воспитательных и потребностей самоактуализации), а особенно для совершенствования служения Богу. Но приобретение такого образования не должно быть связано с нарушением библейских принципов и заповедей. Например, если переутомление и стрессы сопутствуют учёбе студента — Свидетеля Иеговы, в результате чего он не может добросовестно служить Богу или наносится ущерб здоровью, целесообразно оставить учёбу. Другой пример: если студент проживает в общежитии в комнате с товарищами, у которых деформирована нравственность, то он должен либо иметь духовный иммунитет, либо найти другое жильё, либо оставить вуз.

 Ценность науки обусловлена тем, что сам смысл жизни христианина основан на вечном познании Иеговы Бога и посланного Им Иисуса Христа. Это означает, что познание Бога и Его ближайшего соратника и наместника возможно двумя путями: через познание Библии как слова Бога и через познание сотворённого окружающего мира со всеми его атрибутами. Ни то, ни другое невозможно без научного знания, научных достижений. Приведём два примера, показывающие как научные знания подтверждают и объясняют библейские сведения. В книге «Бытие» при описании шести дней сотворения нашей планеты завершение некоторых дней сопровождается словами «и увидел Бог, что это хорошо». Для христианина, не знающего научных достижений в области истории развития биосферы, будет непонятно, почему всемогущий Бог, не способный ошибаться, как бы проверял себя. Но зная из научных источников по палеонтологии, химии, биологии, физики о сложности и поэтапности взаимообусловленных процессов формирования биосферы на протяжении миллионов лет, исследователь Библии имеет возможность сопоставить эту информацию с библейскими сведениями о том, что биосферу создавал Иисус Христос, будучи в то время архангелом Михаилом, во главе цивилизации ангелов, а Бог Иегова время от времени проверял при завершении важнейших этапов качество воплощения своего проекта. Другой пример: слова, с которых начинается Библия — «В начале Бог сотворил небеса и землю»[1, 1:1]. О каких небесах идёт речь? Из нижеследующих стихов видно, что «небеса» не являются земным небом[1, 1:8]. Исследуя другие места на протяжении всего библейского текста, можно сделать вывод, что небеса — не космос, а духовная сфера, в которой находится Божье правительство — Царство Бога и которая населена миллиардами живых существ — ангелами. Без современных научных знаний ни один христианин не смог бы ответить на вопрос: где находятся небеса и что это такое? Однако, используя сведения из астрономии, астрофизики, физики (теория относительности, теория большого взрыва и др.), можно понять, что Библия и наука подтверждают вывод о начале Вселенной во времени. Библия не даёт информации о том, когда возникла Вселенная. Наука дополняет её, утверждая, что наша Вселенная возникла 20–30 миллиардов лет назад практически из геометрической точки. Зная закон сохранения энергии и теорию параллельных миров (космические объекты, перемещающиеся относительно друг друга со скоростью света, изменяются в своей массе, размерах и др. параметрах), можно выдвинуть вполне научную гипотезу об искусственном происхождении нашей Вселенной через портал из параллельного мира. Зная Библию, можно сказать, что этот, по-видимому, параллельный мир был сотворён задолго до возникновения нашей Вселенной и населён цивилизацией духов — ангелов. Эта высокоразвитая цивилизация под руководством Творца Иеговы сотворила нашу Вселенную благодаря энергии Бога (святого духа). Научные знания опять дополняют Библию, позволяя рассчитать эту энергию по формуле А. Эйнштейна: E=mc², где E — энергия, потраченная на сотворение нашей Вселенной, m — масса Вселенной, c — скорость света. Эти примеры приведены для того, чтобы показать как исследователи Библии используют науку в дополнение к библейским сведениям. Значение Библии как источника в формировании картин мира Свидетеля Иеговы можно образно представить в виде правого глаза. Тогда науке принадлежит роль левого глаза.

 Величайшей ценностью для Свидетелей Иеговы является Новый мир или рай. Но в отличие от всех других религиозных представлений, связывающих рай с потусторонним миром, Новый мир — это новая общественно-экономическая формация, которая возникнет здесь на Земле, в реальных условиях, после божьей революции (войны) Армагеддона. Новый мир во многом аналогичен коммунистическому строю отсутствием эксплуатации человека человеком, гуманистическими братскими отношениями между людьми всех рас, народов и национальностей, отсутствием торгово-денежных отношений, небывалым расцветом экономики и материального изобилия, научно-технического прогресса, полной самоактуализацией каждого члена общества и его творческой счастливой деятельностью на благо всех. Но в отличие от коммунизма, в Новом мире откроются небывалые ни в одном человеческом обществе возможности, которые сейчас многим кажутся фантастическими: отсутствие смерти, вечная жизнь (при условии верности Богу), отсутствие всех болезней, генетических уродств, полное совершенство во внешности, анатомии и физиологии человеческого организма, полное совершенство психики (памяти, внимания, мышления и др. процессов, состояний, качеств, образований), гармония в человеческих отношениях, в том числе семейных, отсутствие любых конфликтов. Ещё одна существенная отличительная черта Нового мира от коммунизма — в следующем: если коммунизм должен был возникнуть на основе построения его материально-технической базы при социализме, что исходит из философской установки: бытие определяет сознание, то Новый мир может существовать только при условии изменения сознания в недрах старого общества, в котором уже сейчас возникает новая духовная общность людей, одновременно на всей планете, исходя из божьей предпосылки в том, что сознание должно определять бытие. Правление будет осуществляться духовным невидимым правительством, состоящим из воскресших христиан — помазанников Христа, живших на Земле, начиная со времён апостолов и кончая нашими днями, под руководством Иисуса Христа. Новый мир как формация продлится тысячу лет. За это время человечество достигнет такого духовного совершенства, что поднимется на новый уровень развития, когда станет возможным слияние двух цивилизаций — цивилизации ангелов и людей в единое Царство Бога Иеговы. В то время царь Иисус Христос добровольно передаст свою цивилизацию Отцу Иегове и сам станет для людей просто братом.

 В связи с такой ценностью как Новый мир возникает необходимость отметить роль Армагеддона в системе ценностей Свидетелей Иеговы. Общественное ненаучное мнение, утверждая, что Свидетели Иеговы мечтают об Армагеддоне и ждут его, как счастья, явно переоценивает значение божьей войны в системе ценностей и искажает её образ в мировоззрении Свидетелей Иеговы. В действительности Свидетели Иеговы ждут Армагеддон как величайшее бедствие с целью быть готовым к нему и чтобы оно не застало врасплох. Для этого нужно успеть переформировать свою личность, успеть начать служить Богу и сотрудничать с Ним, «не покладая рук». Само же бедствие не может радовать христианина, как не может радовать смерть и гибель пусть даже грешных людей. Поэтому Армагеддон в мировоззрении Свидетелей Иеговы такая же болезненная необходимость для человеческой цивилизации, как ампутация гангренозной ноги для больного.

 Понятия Родины и патриотизма как духовных ценностей у Свидетелей Иеговы существенно отличаются от традиционных. Они тесно связаны с отношениями «Мы» и «Они». В понятие «Мы» Свидетеля Иеговы входят прежде всего соверующие, независимо от их принадлежности к различным расам, национальностям, народам, государствам, классам, от их места проживания, материального благополучия, пола, возраста. Сюда же входят сам Бог Иегова, Его верные ангелы, глава конфессии Иисус Христос, его правительство. В Новом мире к «Мы» присоединятся тысячи воскресших праведников, начиная от первых Свидетелей Иеговы — Авеля, Еноха, Ноя и кончая умершими вплоть до начала Армагеддона. Таким образом, основу «Мы» составляет глобальная конфессия, которая является единым народом — народом Бога. Поэтому Родина для Свидетелей Иеговы — вся планета Земля. К «Мы» относятся также изучающие со Свидетелями Иеговы Библию, а также сочувствующие им люди. Члены семьи Свидетеля Иеговы могут входить либо в понятие «Мы», либо «Они» в зависимости от их религиозной терпимости. Все остальные иноверцы и неверующие относятся к «Они». Однако, вопреки мифическим житейским взглядам о якобы нагнетаемой вражде Свидетелей Иеговы к иноверцам и атеистам, в действительности эти отношения исходят из понятия «ближний». Это означает, что, несмотря на религиозные разногласия, Свидетель Иеговы не имеет морального права ненавидеть или презирать инакомыслящих, даже если они ведут себя агрессивно, оскорбляют его лично или совершают аморальные поступки. Свидетель Иеговы обязан ненавидеть зло, т.е. безнравственные поступки, идеи, установки, взгляды, суждения, а также аморальный образ жизни, но никак не людей — носителей всего этого[9, 10:4–5][17, 6:12–17]. Христианин должен воевать с порочными взглядами, идеями, суждениями, установками, опровергая их доводами и фактами, но обязан уважать любых оппонентов, в которых должен видеть потенциальных в будущем духовных братьев и сестёр. Стремление развивать доброжелательные отношения со всеми людьми обусловлено главной задачей конфессии: подготавливать учеников Христа, проповедуя во всех народах. Свидетели Иеговы — открытая конфессия, воспитывающая своих единоверцев из инакомыслящих. Хотя в тесном кругу общения среди своих отдельные Свидетели Иеговы используют в адрес иноверцев и атеистов такие разделительные уничижительные ярлыки как «мирские», «язычники», с точки зрения Библии и публикаций конфессии, в которых нет таких ярлыков, а неверующие люди называются уважительно «внешние», подобные явления духовного чванства недопустимы[13, 3:7][16, 4:12]. Дружеские отношения с внешними Свидетели Иеговы не поощряют только при условии, если дурное общение портит хорошие привычки. Под дурным общением понимается соучастие (или присутствие) в пьянстве, сквернословии, злословии, в пошлых и непристойных беседах, в бестактном поведении, проявлении бескультурья, агрессии, участие в азартных играх, скандалах, бессмысленных спорах, пустом времяпровождении (просмотр сплетнеподобных телесериалов, циничных шоу-программ, компьютерные игры с насилием и т.п.). Однако, воспитательная деятельность, основанная на изучении и применении Библии, с такими людьми должна проводиться в рамках товарищеских отношений. И если она будет иметь успех, то товарищеские отношения Свидетеля Иеговы с внешними в дальнейшем могут перерастать в дружеские.

 В связи с изложенным патриотизм Свидетелей Иеговы резко отличается от традиционного патриотизма, принимающего различные образы, которые, как правило, зависят от идеологии и политического господства. Если традиционный патриотизм во все времена и у всех народов нередко основывался на противопоставлении одного (или одних) народа другому (другим), одного государства другим, аналогично тому, как «Мы» противопоставляется к «Они», порой доходя до политического фанатизма, шовинизма или национализма, то образ патриотизма Свидетеля Иеговы лишён политической, шовинистическо-националистической и государственно-исторической подоплёки. Любовь к отечеству связывается у него с образами природы родного края, с красотой родного языка, песен, танцев, лучших традиций и обычаев, согласуемых с библейскими принципами и нормами, но никак не с политическими амбициями, интересами правящих кланов и защищающих эти интересы государств. В патриотизме Свидетеля Иеговы проявляется прежде всего осознание того, что его настоящая Родина — это сотворённая Иеговой планета Земля, его сограждане — духовные братья и сёстры из всех стран и народов. Именно такой образ Родины и такое понимание патриотизма формирует в сознании политический нейтралитет. Свидетели Иеговы не служат в армиях и не участвуют в выборах, а также в организации выборов не потому, что они политически пассивны, а потому, что они выражают активную политическую позицию (политика — множество интересов), но не в интересах человеческих кланов и партий, а в интересах Бога Иеговы и посланного Им Иисуса Христа. Если в сознании внешнего человека политическая картина мира представлена несколькими сотнями государств, объединённых в различные военные блоки, политические и экономические союзы, с различными режимами и государственными устройствами, классами и партиями, то в сознании Свидетеля Иеговы границы мира выходят далеко за пределы человеческой цивилизации, а политическая система представлена двумя империями и двумя политическими интересами: Царством Бога Иеговы и противоборствующей империей Сатаны. Начиная с 1914 г., ознаменовавшегося Первой мировой войной, на Земле установилось мессианское правление невидимого духовного правительства под руководством Иисуса Христа, являющееся резиденцией Бога среди враждебной империи Сатаны, которой подчинены все земные правительства и народы, составляющие гигантскую глобальную невольничью цивилизацию. Государства невольничьей империи символически сравниваются в Библии со зверями, противоборствующими и периодически уничтожающими друг друга. Поэтому любое современное государство и вся их совокупность символически называется зверем, власть которому даёт дракон (символическое название Сатаны). Всестороннее несовершенство государства подчёркивается символическим числом 666, которое в Библии названо «числом зверя» или числом человеческим[11, 14:11–18]. Заповедь: не ставить себе знак зверя на лоб и на руку означает то, что истинный христианин не должен связывать свои надежды на изменение условий жизни с земными правителями, правительствами и партиями. Он должен полагаться только на Бога и не сомневаться в Его обещании установить на нашей планете Новый мир. В то же время христианин должен понимать, что без государства, пусть несовершенного, обходиться невозможно, поскольку анархия и хаос ещё хуже. Отсюда вытекает необходимость подчиняться властям во всём, кроме того, что противоречит нравственным нормам и заповедям Бога. Поэтому государство доармагеддоновой эры — символического зверя Свидетели Иеговы рассматривают как определённую ценность, которую можно сравнить с костылём для хромого. Как хромому необходим костыль, больному обществу необходимо современное ему государство. Но так же как после выздоровления необходимость в костыле отпадает, и человек становится на собственные ноги, здоровое общество обретёт совершенно иное государственное устройство в постармагеддоновой эре. В настоящее же время Сатана тасует человеческие государственные устройства, режимы и правительства, словно карты в колоде, исходя из собственных интересов. Так называемая демократическая современная система выборов является изобретённым Сатаной механизмом устранения неугодных ему правителей и правительств и их замены. Свидетели Иеговы считают себя представителями интересов Бога и членами Его посольства в империи Сатаны. Подобно тому, как представители посольства одного государства не имеют права участвовать в выборах другого государства, на территории которого находится данное посольство, Свидетели Иеговы не имеют морального права участвовать в выборах или в организации выборов во враждебной Богу империи. Они не имеют также права участвовать в какой-либо политической деятельности обречённой на уничтожение системы. В то же время, занимая определённый статус в человеческом обществе и являясь гражданином государства, Свидетель Иеговы, ненавидя эту систему вещей, должен стараться добросовестно выполнять свои обязанности на рабочем месте, показывая пример другим, точно так же, как добросовестный квартирант приводит в порядок и содержит с заботой дом, потому что он живёт в этом доме, хотя сам дом принадлежит другому и злому человеку и к тому же подлежит сносу.

 Таким образом, почти не исследованная психологами и социологами конфессия Свидетелей Иеговы характеризуется уникальными свойствами, отличающими её от других конфессий. Она является реальным социальным институтом, формирующим общественное сознание, и нуждается в дальнейших научных исследованиях. Поскольку учения Свидетелей Иеговы основаны на чрезвычайно высокой нравственности и величайшем гуманизме, её деятельность играет в обществе определённую прогрессивную роль. Нет никаких оснований называть данную конфессию сектой, поскольку секта — это религиозное объединение, отделившееся от какого-нибудь вероучения и ему противостоящее, а также замкнувшееся в своих мелких, узких интересах[10]. Свидетели Иеговы не отделились ни от какой религии, а возникли как научное общество исследователей Библии и как религиозная конфессия, воссоздавшая первоначальное христианство первого века н.э. Некоторым государственным органам следовало бы отказаться от скоропалительных выводов в отношении Свидетелей Иеговы, основанных на искажённых слухах, предвзятом житейском мнении и ненаучно и недобросовестно проводимых судебных экспертизах. Ряд социально-психологических явлений и их механизмов, протекающих в этой конфессии могут быть взяты в качестве моделей в психолого-педагогической деятельности (например, при формировании и воспитании коллективов, сплочении общностей, духовном оздоровлении народа и формировании в сознании нации истинного патриотизма).

 Библиографический список

  • [1] Бытие. Священное писание: перевод нового мира. США. 2007.
  • [2] Галатам письмо. Там же.
  • [3] Евреям письмо. Там же.
  • [4] Ежегодник Свидетелей Иеговы 2008. Германия. 2008.
  • [5] Иов. Священное писание: перевод нового мира. США. 2007.
  • [6] Исаия. Там же.
  • [7] Исход. Там же.
  • [8] Колоссянам письмо. Там же.
  • [9] Коринфянам второе письмо. Там же.
  • [10] Ожегов С. И. Словарь русского языка. М. 1990.
  • [11] Откровение Иоанну. Священное писание: перевод нового мира. США. 2007.
  • [12] Псалмы. Там же.
  • [13] Тимофею первое письмо. Там же.
  • [14] Тимофею второе письмо. Там же.
  • [15] Социальная психология: учебное пособие для вузов / под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. М.: 2003.
  • [16] Фессалоникийцам первое письмо. Священное писание: перевод нового мира. США. 2007.
  • [17] Эфесянам письмо. Там же.

Комментариев нет:

Отправить комментарий