воскресенье, 9 апреля 2017 г.

Высший суд Украины утверждает свободу мирных собраний


именем украины

 Р Е Ш Е Н И Е

конституционного суда украины



по делу о соответствии Конституции Украины (конституционности)
 положений части пятой статьи 21 Закона Украины „О свободе совести 

и религиозных организациях“ по конституционному представлению
      Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека
(дело о заблаговременном извещении о проведении публичных богослужений, религиозных обрядов, церемоний и процессий)



г. К и е в                                                                               Дело № 1-13/2016
8 сентября 2016 года
№ 6-рп/2016


Конституционный Суд Украины в составе судей:
 
Баулина Юрия Васильевича – председательствующего, Вдовиченко Сергея Леонидовича, Гультая Михаила Мирославовича, Запорожца Михаила Петровича, Касминина Александра Владимировича, Колесника Виктора Павловича, Литвинова Александра Николаевича, Мельника Николая Ивановича, Мойсика Владимира Романовича, Саса Сергея Владимировича, Слиденко Игоря Дмитриевича, Тупицкого Александра Николаевича, Шапталы Натальи Константиновны, Шевчука Станислава Владимировича – докладчика,

рассмотрел в пленарном заседании дело о соответствии Конституции Украины (конституционности) положений части пятой статьи 21 Закона Украины „О свободе совести и религиозных организациях“ от 23 апреля 1991 года № 987–XII (Ведомости Верховного Совета УССР, 1991 г., № 25, ст. 283) с изменениями по конституционному представлению Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека.

Поводом к рассмотрению дела в соответствии со статьями 39, 40 Закона Украины „О Конституционном Суде Украины“ стало конституционное представление Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека.

Основанием к рассмотрению дела согласно статье 71 Закона Украины „О Конституционном Суде Украины“ является утверждения субъекта права на конституционное представление о неконституционности положений части пятой статьи 21 Закона Украины „О свободе совести и религиозных организациях“ от 23 апреля 1991 года № 987–XII с изменениями.

Заслушав судью-докладчика Шевчука С.В. и исследовав материалы дела, в частности позиции Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины, Министерства внутренних дел Украины, Министерства культуры Украины, Министерства юстиции Украины, Службы безопасности Украины, Высшего административного суда Украины, Киевской городской государственной администрации, Украинского Хельсинского союза по правам человека, Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций, Института религиозной свободы, Национального советника по юридическим вопросам Координатора проектов ОБСЕ в Украине, научных работников Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, Львовского национального университета имени Ивана Франко, Национальной академии внутренних дел, Национального юридического университета имени Ярослава Мудрого, Ужгородского национального университета, Конституционный Суд Украины

у с т а н о в и л:

1. Субъект права на конституционное представление – Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека – обратился в Конституционный Суд Украины с ходатайством рассмотреть вопрос о соответствии Конституции Украины (конституционности) положений части пятой статьи 21 Закона Украины „О свободе совести и религиозных организациях“ от 23 апреля 1991 года № 987–XII с изменениями (далее – Закон).

В соответствии с положениями статьи 21 „Религиозные обряды и церемонии“ Закона религиозные организации имеют право основывать и содержать свободно доступные места богослужений или религиозных собраний, а также места, почитаемые в той или иной религии (места паломничества) (часть первая); богослужения, религиозные обряды, церемонии и процессии беспрепятственно проводятся в культовых сооружениях и на прилегающей территории, в местах паломничества, учреждениях религиозных организаций, на кладбищах, в местах отдельных захоронений и крематориях, квартирах и домах граждан, а также в учреждениях, организациях и на предприятиях по инициативе их трудовых коллективов и с согласия администрации (часть вторая); командование воинских частей предоставляет возможность военнослужащим участвовать в богослужениях и выполнении религиозных обрядов (часть третья); богослужения и религиозные обряды в больницах, госпиталях, домах для престарелых и инвалидов, местах предварительного заключения и отбывания наказания проводятся по просьбам находящихся в них граждан, или по инициативе религиозных организаций; администрация указанных учреждений оказывает содействие этому, принимает участие в определении времени и других условий проведения богослужения, обряда либо церемонии (часть четвертая).

Согласно положениям части пятой статьи 21 Закона в иных случаях публичные богослужения, религиозные обряды, церемонии и процессии проводятся каждый раз с разрешения соответствующей местной государственной администрации, исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета; ходатайство о выдаче указанного разрешения представляется не позднее чем за десять дней до назначенного срока проведения богослужения, обряда, церемонии либо процессии, кроме случаев, не терпящих отлагательства.

По мнению автора ходатайства, положения части пятой статьи 21 Закона „противоречат конституционным предписаниям о проведении мирных собраний, закрепленных в статье 39 Конституции Украины, поскольку устанавливают разрешительный порядок вместо уведомительного“.

2. Конституционный Суд Украины, решая поднятый в конституционном представлении вопрос, исходит из следующего.

2.1. Украина является демократическим, правовым, социальным государством, в котором человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются наивысшей социальной ценностью; права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства; государство отвечает перед человеком за свою деятельность; утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства; в Украине признается и действует принцип верховенства права; Конституция Украины имеет высшую юридическую силу; законы и иные нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей; нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия; обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина непосредственно на основании Конституции Украины гарантируется; законы и иные нормативные акты, принятые до вступления в силу настоящей Конституции, являются действующими в части, не противоречащей Конституции Украины (статьи 1, 3, 8, пункт 1 раздела XV „Переходные положения“ Основного Закона Украины).

Прямое действие норм Конституции Украины означает, что данные нормы применяются непосредственно. Законами Украины и иными нормативно-правовыми актами можно только развивать конституционные нормы, а не изменять их содержание. Законы Украины и иные нормативно-правовые акты применяются только в части, не противоречащей Конституции Украины.

 В Украине права и свободы человека неотчуждаемы и нерушимы; конституционные права и свободы гарантируются и не могут быть упразднены; общественная жизнь основывается на принципах политического, экономического и идеологического многообразия; никакая идеология не может признаваться государством как обязательная; каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания; это право включает свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, беспрепятственно отправлять единолично или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, проводить религиозную деятельность (части первая, вторая статьи 15, статья 21, часть вторая статьи 22, часть первая статьи 35 Основного Закона Украины).

 Согласно Конституции Украины каждый человек имеет право на свободное развитие своей личности, если при этом не нарушаются права и свободы других людей, и имеет обязанности перед обществом, в котором обеспечивается свободное и всестороннее развитие его личности; граждане имеют право собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, шествия и демонстрации, о проведении которых заблаговременно уведомляются органы исполнительной власти или органы местного самоуправления (статья 23, часть первая статьи 39).

Конституционный Суд Украины считает, что право на свободу мировоззрения и вероисповедания вместе с другими фундаментальными правами и свободами является основой создания и функционирование демократического общества. Всестороннее утверждение и обеспечение этих прав и свобод – главная обязанность Украины как демократического, правового государства.

2.2. Право на свободу мировоззрения и вероисповедания может осуществляться индивидуально или коллективно, в частном или публичном месте. Реализация данного права, в частности в публичном месте, связана с осуществлением предусмотренного частью первой статьи 39 Конституции Украины права собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, шествия и демонстрации и т.п. Конституционный Суд Украины исходит из того, что это право является одной из конституционных гарантий права гражданина на свободу своего мировоззрения и вероисповедания, мнения и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений, на использование и распространение информации устно, письменно или иным способом – по своему выбору, права на свободное развитие своей личности и т.п. (абзац четвертый пункта 2 мотивировочной части Решения от 19 апреля 2001 года № 4-рп/2001).

 Согласно Руководящим принципам по свободе мирных собраний (2-е издание), подготовленным Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе/Бюро по демократическим институтам и правам человека и Европейской Комиссией „За демократию через право“ (Венецианская Комиссия), одобренным этой комиссией на 83-м пленарном заседании 4 июня 2010 года, собрания – это сознательное и временное присутствие в публичном месте группы лиц с целью выражения общих интересов; защита должна предоставляться всем видам мирных собраний; только мирные собрания подлежат защите; собрание считается мирным, если оно носит ненасильственный характер и его организаторы имеют мирные намерения (пункт 1 раздела „А“).

В соответствии с практикой Европейского суда по правам человека, поскольку религиозные общины традиционно существуют в виде организованных структур, то статья 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года (далее – Конвенция), предусматривающая право каждого на свободу мнения, совести и религии, должны толковаться согласно ее статье 11, которая гарантирует каждому свободу мирных собраний и свободу объединения с другими лицами и защищает объединения граждан от неоправданного вмешательства со стороны государства; религиозные собрания подпадают под защиту статьи 11 Конвенции, которая распространяет свое действие как на индивидуальные собрания, так и на собрания в публичных местах, а также на статичные собрания и публичные процессии (пункт 112 Решения по делу „Свято-Михайловский Приход против Украины“ от 14 июня 2007 года, пункты 15, 25 Решения по делу „Баранкевич против России“ от 26 июля 2007 года).

 Согласно принципу дружественного отношения к международному праву практика толкования и применения Конвенции Европейским судом по правам человека должна учитываться при рассмотрении дел в порядке конституционного судопроизводства (абзац третий подпункта 2.3 пункта 2 мотивировочной части Решения Конституционного Суда Украины от 1 июня 2016 года № 2-рп/2016).

Поскольку положения статьи 35 Основного Закона Украины корреспондируют с положениями статьи 9 „Свобода мысли, совести и религии“ Конвенции, а положения статьи 39 Конституции Украины – с положениями статьи 11 „Свобода собраний и объединений“ Конвенции, то Конституционный Суд Украины при решении данного дела учитывает указанный подход Европейского суда по правам человека, согласно которому религиозные собрания являются видом мирных собраний.

На основании системного анализа норм Основного Закона Украины Конституционный Суд Украины считает, что право на свободу мировоззрения и вероисповедания может быть реализовано, в частности, в форме проведения богослужений, религиозных обрядов, церемоний и процессий. В случае если такие меры происходят публично и носит мирный характер, на них должны распространяться требования статьи 39 Конституции Украины, в том числе относительно заблаговременного извещения органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о их проведении.

2.3. Основной Закон Украины предусматривает, что каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания; это право включает свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, беспрепятственно отправлять единолично или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, проводить религиозную деятельность (часть первая статьи 35).

Для защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения нормального функционирования демократического общества, органов государственной власти и органов местного самоуправления в законах Украины допускается установление соответствующих ограничений по осуществлению религиозной деятельности, в том числе в публичном месте. В случае проведения мирного собрания религиозного характера (богослужения, религиозного обряда, церемонии, процессии и т.п.) в публичном месте к его организаторам и участникам могут быть применены ограничения, определенные в части второй статьи 39 Конституции Украины, то есть суд согласно закону может установить ограничения относительно реализации права на свободу мировоззрения и вероисповедания этих лиц в публичном месте в интересах национальной безопасности и общественного порядка с целью предупреждения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей.

Согласно положениям статьи 21 Закона богослужения, религиозные обряды, церемонии и процессии беспрепятственно проводятся в культовых сооружениях и на прилегающей территории, в местах паломничества, учреждениях религиозных организаций, на кладбищах, в местах отдельных захоронений и крематориях, квартирах и домах граждан, а также в учреждениях, организациях и на предприятиях по инициативе их трудовых коллективов и согласия администрации (часть вторая); богослужения и религиозные обряды в больницах, госпиталях, домах для престарелых и инвалидов, местах предварительного заключения и отбывания наказания проводятся по просьбам находящихся в них граждан, или по инициативе религиозных организаций; администрация указанных учреждений оказывает содействие этому, принимает участие в определении времени и других условий проведения богослужения, обряда или церемонии (часть четвертая).

 В иных случаях публичные богослужения, религиозные обряды, церемонии и процессии проводятся каждый раз с разрешения соответствующей местной государственной администрации, исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета; ходатайство о выдаче указанного разрешения представляется не позднее чем за десять дней до назначенного срока проведения богослужения, обряда, церемонии либо процессии, кроме случаев, не терпящих отлагательства (часть пятая статьи 21 Закона).

Конституционный Суд Украины считает, что закрепленное в положениях части пятой статьи 21 Закона требование получить предварительное разрешение на проведение отдельных мирных религиозных собраний в публичных местах противоречит положениям части первой статьи 39 Конституции Украины, которые как нормы прямого действия устанавливают необходимость только заблаговременно уведомить органы исполнительной власти или органы местного самоуправления о проведении мирного собрания, которое может носить как религиозный, так и нерелигиозный характер.

2.4. Согласно части второй статьи 24 Конституции Украины не может быть привилегий или ограничений по признакам религиозных и иных убеждений. Положения части пятой статьи 21 Закона не содержат дискриминационных ограничений относительно деятельности отдельных религиозных организаций, однако определяют разрешительный порядок проведения мирных религиозных собраний, который отличается от порядка проведения мирных собраний нерелигиозного характера.

В демократическом, правовом государстве не может быть установлен разный порядок проведения мирных собраний в зависимости от их организаторов и участников, цели и места, формы и т.п., а именно: в одних случаях требуется получить разрешение, а в других – заблаговременно уведомить о намерении провести такое собрание.

Следовательно, статья 24 Конституции Украины во взаимосвязи с ее частью первой статьи 35, частью первой статьи 39 обязывает государство создавать единые правовые механизмы, регулирующие проведение гражданами, общественными или религиозными организациями, другими субъектами права публичных мирных собраний религиозного и нерелигиозного характера. Такие собрания должны проводиться после заблаговременного уведомления соответствующими субъектами права органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.

Учитывая указанное, Конституционный Суд Украины пришел к выводу, что положения части пятой статьи 21 Закона, а именно „в иных случаях публичные богослужения, религиозные обряды, церемонии и процессии проводятся каждый раз с разрешения соответствующей местной государственной администрации, исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета; ходатайство о выдаче указанного разрешения представляется не позднее чем за десять дней до назначенного срока проведения богослужения, обряда, церемонии либо процессии, кроме случаев, не терпящих отлагательства“, противоречат требованиям статей 8, 24, 35, 39 Конституции Украины.

Конституционный Суд Украины исходит из того, что Закон был принят до вступления в силу Конституции Украины. Согласно пункту 1 раздела XV „Переходные положения“ Конституции Украины законы и иные нормативные акты, принятые до вступления в силу настоящей Конституции, являются действующими в части, не противоречащей Конституции Украины.

Конституционный Суд Украины установил, что положения части пятой статьи 21 Закона противоречат Конституции Украины, что является основанием для признания их не соответствующими Конституции Украины (неконституционными), и потому данные положения не могут применяться.

3. Конституционный Суд Украины является единственным органом конституционной юрисдикции в Украине, решающим вопрос о соответствии законов и иных правовых актов Конституции Украины (статья 147 Основного Закона Украины). Это означает, что решение вопросов о соответствии этих актов Конституции Украины (их конституционности) относится к полномочиям Конституционного Суда Украины.

Согласно части третьей статьи 61 Закона Украины „О Конституционном Суде Украины“ в случае если в процессе рассмотрения дела по конституционному представлению или конституционному обращению выявлено несоответствие Конституции Украины иных правовых актов (их отдельных положений), кроме тех, по которым открыто производство по делу, и которые влияют на принятие решения или дачу заключения по делу, Конституционный Суд Украины признает такие правовые акты (их отдельные положения) неконституционными.

Следовательно, если Конституционный Суд Украины в процессе рассмотрения дела выявляет разногласие (несоответствие) законов и иных правовых актов (их отдельных положений) Конституции Украины, они теряют свою силу со дня принятия Конституционным Судом Украины решение об их неконституционности (часть вторая статьи 152 Конституции Украины). Это касается не только правовых актов Украины, но и правовых актов УССР и СССР, которые продолжают применяться после принятия Конституции Украины. Полномочие Конституционного Суда Украины по признанию указанных актов противоречащими Конституции Украины (неконституционными) исходит из пункта 1 раздела XV „Переходные положения“ Основного Закона Украины.

Положениями Постановления Верховной Рады Украины „О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР“ от 12 сентября 1991 года № 1545–XII установлено, что „до принятия соответствующих актов законодательства Украины на территории республики применяются акты законодательства Союза ССР по вопросам, не урегулированным законодательством Украины, при условии, что они не противоречат Конституции и законам Украины“. Таким образом, на территории Украины органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностные и служебные лица продолжают применять положения Указа Президиума Верховного Совета СССР „О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР“ от 28 июля 1988 года № 9306–XI, которым предусмотрен порядок проведения гражданами мирных собраний только при условии получения разрешения соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Конституционный Суд Украины отмечает, что согласно статье 39 Основного Закона Украины, в которой закреплена необходимость только заблаговременно известить органы исполнительной власти или органы местного самоуправления о проведении мирного собрания, а также в аспекте правовых позиций, изложенных в этом Решении, данный указ противоречит Конституции Украины и согласно ее пункту 1 раздела XV „Переходные положения“ является недействующим на территории Украины и не может применяться.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 147, 152, 153, пунктом 1 раздела XV „Переходные положения“ Конституции Украины, статьями 51, 61, 63, 65, 67, 69, 70, 71, 73 Закона Украины „О Конституционном Суде Украины“, Конституционный Суд Украины

р е ш и л:

1. Признать не соответствующими Конституции Украины (неконституционными):

– положения части пятой статьи 21 Закона Украины „О свободе совести и религиозных организациях“ от 23 апреля 1991 года № 987–XII с изменениями;

– Указ Президиума Верховного Совета СССР „О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР“ от 28 июля 1988 года № 9306–XI.

2. Положения части пятой статьи 21 Закона Украины „О свободе совести и религиозных организациях“ от 23 апреля 1991 года № 987–XII с изменениями, Указ Президиума Верховного Совета СССР „О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР“ от 28 июля 1988 года № 9306–XI, признанные неконституционными, теряют силу со дня принятия Конституционным Судом Украины настоящего Решения.

3. Решение Конституционного Суда Украины является обязательным к исполнению на территории Украины, окончательным и не может быть обжаловано.

Решение Конституционного Суда Украины подлежит опубликованию в „Віснику Конституційного Суду України“ и в иных официальных изданиях Украины.




КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ

Комментариев нет:

Отправить комментарий